Миками Араки-рю - типичная школа традиционного
японского дзю-дзюцу. Таких
как она когда-то насчитывали более 700. Это - малоизвестная ветвь более крупной
Араки-рю, которая восходит своими корнями к одному из
величайших мастеров боевого искусства XVI века Араки Мунисаю Хидэцуне. Сегодня Миками Араки-рю известна лишь жителям одной-единственной деревушки,
затерявшейся в глубине гор на территории бывшей провинции Мусаси
на северо-востоке острова Хонсю.
Вероятнее всего,
мы так никогда бы и не узнали о существовании этой школы дзю-дзюцу,
если бы Хираками Нобуюки,
известный японский исследователь традиционных бу-дзюцу,
во время своих исследований на территории Мусаси и Кодзуки случайно не наткнулся на ее додзё. Техника Миками Араки-рю произвела на него
столь сильное впечатление, что Хираками посвятил этой
школе целую главу в своем двухтомном исследовании "Гокуи
содэн. Корю бу-дзюцу"
("Передача высшего секрета. Бу-дзюцу старых школ").
История Миками Араки-рю имеет множество
темных пятен, что объясняется нехваткой и неточностью письменных источников.
Взять хотя бы самого Араки Мунисая Хидэцуну. Историки полагают, что это был реальный человек,
однако в современных ему текстах упоминаний о нем нет. Впервые его имя
зафиксировано в трактате второго патриарха Араки-рю -
Мори Симоносукэ. Позже оно встречается в наставлениях
школы явара (одно из названий дзю-дзюцу)
Мусо тёкудэн-рю, в книге
"Бу-дзюцу кодэн"
("Малая летопись бу-дзюцу") первой половины
XVIII века и в генеалогиях школы Кито-рю середины XIX века. Зато от периода Кэйтё (1596-1615), когда жил Араки Мунисай,
дошло несколько наставлений по дзю-дзюцу, подписанных
именем Араки Мунинсая Нобуиэ.
Возможно, что в обеих случаях речь идет об одном и том же человеке. И
действительно, удивительная схожесть имен, географических и временных привязок
не может не навести на такую мысль. Да и похожих мест
в биографиях обоих мастеров тоже хватает. Так, согласно сообщениям источников,
Араки Хидэцуна изучал борьбу явара-ги
школы Мусо тёкудэн-рю у
мастера Фудзивара Кацудзанэ,
а также когусоку (разновидность борьбы в доспехах)
школы Такэноути-рю у ее патриарха Такэноути
Каганосукэ.
А об Араки Мунинсае Нобуиэ известно, что он
был учеником Вакэды Бокусая,
который в свою очередь постигал премудрости военного дела у Миямото
Миноносукэ - приемного отца знаменитого фехтовальщика
Миямото Мусаси. В текстах
он назван наставником по фехтованию двумя мечами и когусоку
коси-но мавари
(разновидность борьбы в доспехах) школы Мусо-рю,
однако анализ техники, описанной в его наставлениях, обнаруживает сильное
влияние школы Такэноути-рю. Впрочем, ни в одном
тексте нет прямых указаний на то, что Араки Хидэцуна
и Араки Нобуиэ - один и тот же человек.
Неясности в
истории Миками Араки-рю не
заканчиваются на основателе. Так, толком неизвестно, когда же все-таки эта
школа выделилась из ныне здравствующей Араки-рю. В одних текстах говорится, что
это произошло при третьем патриархе - Ямамото Ёсикуэ, который, якобы, и дал школе название "Миками Араки-рю", в других -
при десятом, Токуде Сиробэе,
который вроде бы добавил к традиционной Араки-рю
технику кэн-дзюцу (фехтование мечом). Интересно, что ныне уже никто не знает, какой смысл основатели
школы вкладывали в слово "Миками" -
"Три бога" (Какие "три бога"? Почему
именно три?), да и кэн-дзюцу в современной Миками Араки-рю отсутствует.
Такая же
ситуация характерна для очень многих старинных школ дзю-дзюцу.
Впрочем, их последователей это мало волнует, ведь для них важнее не
доскональное знание фактов, а дух и образ школы. По той же причине нынешних
учеников Миками Араки-рю
вполне устраивает традиционная версия создания их традиции легендарным
Араки Мунисаем, не раз доказывавшем свое выдающееся
мастерство на полях сражений и в поединках с представителями других школ.
Техника, которая
ныне изучается в Миками Араки-рю,
сильно отличается от арсенала ее прародительницы, школы Араки-рю.
Например, в ней отсутствуют весьма характерные приемы неожиданного нападения на
сидящего противника (в Араки-рю они называются "санкёку-но дан" -
"ступень трех перегибаний"). По-видимому,
технический багаж школы сложился в период мирного правления сёгунов
Токугава (1603-1868), скорее, во второй его половине.
В настоящее
время в Миками Араки-рю
изучают 48 базовых приемов дзю-дзюцу, которые характеризуются
рядом особенностей:
1. Если противник проводит
захват за руку или одежду на груди, то для освобождения от него и проведения
болевого контроля последователь Миками Араки-рю, как правило, применяет болевой захват, похожий на
"санкадзё-кимэ" айкидо (скручивание кисти
внутрь вокруг вертиакльной оси предплечья).
2. К
основным техническим действиям школы можно отнести такие приемы, как котэ-гаэси (выкручивание кисти наружу), гяку-котэ-гаэси
(выкручивание кисти в обратную сторону), иккадзё-кимэ
(перегибание локтя через ладонь), санкадзё-нагэ
(бросок скручиванием кисти вовнутрь вокруг вертикальной оси предплечья), ирими-нагэ (бросок встречным входом), хидзи-кудзики-кимэ
(перегибание локтя), сэои-нагэ (бросок через спину),
а также довольно редкую технику болевого воздействия на ногу - кяку-кансэцу (выкручивание стопы).
3. Базовая техника почти
целиком, за исключением всего нескольких приемов - "кантан"
("исследование старины"), "мутин"
("сон на подушке") и некоторых других - применяется в стойке (тати-ай). Традиционно излюбленный
раздел старых школ дзю-дзюцу "и-дори" - борьба в положении сидя - в классике (т.е. в
официальном каталоге-мокуроку техники школы) Миками Араки-рю отсутствует, но
учителя в качестве кодэн ("устная передача"
в противоположность "письменной" - мокуроку)
все же преподают несколько приемов нэ-дори - борьбы в
положении лежа - и инэ-дори - борьбы в положении
полулежа, когда приемы выполняют из положения сидя со
скрещенными ногами.
4. Приемы боя с оружием
последователи Миками Араки-рю
практически не изучают. Они овладевают лишь несколькими базовыми движениями с коротким мечом-вакидзаси и
приемами его отбирания.
5. Основной упор школа
делает на самооборону (госин-дзюцу) - защиту от
захватов, основных ударов и бросков, что очень характерно для школ периода Эдо.
6. Хотя школа называет свою
технику торидэ - "хватающие руки",
реально болевые контроли в ее арсенале занимают довольно скромное место. Скорее
всего, название "торидэ" просто сохранилось
от более ранней Араки-рю, в
которой болевым приемам действительно уделяется очень много внимания.
7. Классическую технику дзю-дзюцу здесь дополняют методы тренировки,
позаимствованные из старых школ кумиути. Приему,
подобные броскам дзюдо, почти не применяют, зато изучают различные приемы
борьбы (нэ-вадза) из кумиути,
элементы из арсенала старинного сумо.
8. В Миками Араки-рю, в
отличие от подавляющего большинства школ дзю-дзюцу, преобладает добивание
противника в стойке.
Сегодня додзё Миками Араки-рю,
где преподает единственный носитель этой традиции наставник Ямада
Хироси, посещают всего несколько человек. Фактически,
эта школа, подобно очень многим другим традициям бу-дзюцу,
стоит на грани вымирания. Чтобы сохранить для потомков культурное наследие Миками Араки-рю, сэнсей Ямада позволил
специалистам по истории бу-дзюцу сделать фотоснимки
всех 48 базовых приемов.