Миками Араки-рю дзю-дзюцу

Алексей ГОРБЫЛЁВ

Миками Араки-рю - типичная школа традиционного японского дзю-дзюцу. Таких как она когда-то насчитывали более 700. Это - малоизвестная ветвь более крупной Араки-рю, которая восходит своими корнями к одному из величайших мастеров боевого искусства XVI века Араки Мунисаю Хидэцуне. Сегодня Миками Араки-рю известна лишь жителям одной-единственной деревушки, затерявшейся в глубине гор на территории бывшей провинции Мусаси на северо-востоке острова Хонсю.

Вероятнее всего, мы так никогда бы и не узнали о существовании этой школы дзю-дзюцу, если бы Хираками Нобуюки, известный японский исследователь традиционных бу-дзюцу, во время своих исследований на территории Мусаси и Кодзуки случайно не наткнулся на ее додзё. Техника Миками Араки-рю произвела на него столь сильное впечатление, что Хираками посвятил этой школе целую главу в своем двухтомном исследовании "Гокуи содэн. Корю бу-дзюцу" ("Передача высшего секрета. Бу-дзюцу старых школ").

История Миками Араки-рю имеет множество темных пятен, что объясняется нехваткой и неточностью письменных источников. Взять хотя бы самого Араки Мунисая Хидэцуну. Историки полагают, что это был реальный человек, однако в современных ему текстах упоминаний о нем нет. Впервые его имя зафиксировано в трактате второго патриарха Араки-рю - Мори Симоносукэ. Позже оно встречается в наставлениях школы явара (одно из названий дзю-дзюцу) Мусо тёкудэн-рю, в книге "Бу-дзюцу кодэн" ("Малая летопись бу-дзюцу") первой половины XVIII века и в генеалогиях школы Кито-рю середины XIX века. Зато от периода Кэйтё (1596-1615), когда жил Араки Мунисай, дошло несколько наставлений по дзю-дзюцу, подписанных именем Араки Мунинсая Нобуиэ.

Возможно, что в обеих случаях речь идет об одном и том же человеке. И действительно, удивительная схожесть имен, географических и временных привязок не может не навести на такую мысль. Да и похожих мест в биографиях обоих мастеров тоже хватает. Так, согласно сообщениям источников, Араки Хидэцуна изучал борьбу явара-ги школы Мусо тёкудэн-рю у мастера Фудзивара Кацудзанэ, а также когусоку (разновидность борьбы в доспехах) школы Такэноути-рю у ее патриарха Такэноути Каганосукэ.

А об Араки Мунинсае Нобуиэ известно, что он был учеником Вакэды Бокусая, который в свою очередь постигал премудрости военного дела у Миямото Миноносукэ - приемного отца знаменитого фехтовальщика Миямото Мусаси. В текстах он назван наставником по фехтованию двумя мечами и когусоку коси-но мавари (разновидность борьбы в доспехах) школы Мусо-рю, однако анализ техники, описанной в его наставлениях, обнаруживает сильное влияние школы Такэноути-рю. Впрочем, ни в одном тексте нет прямых указаний на то, что Араки Хидэцуна и Араки Нобуиэ - один и тот же человек.

Неясности в истории Миками Араки-рю не заканчиваются на основателе. Так, толком неизвестно, когда же все-таки эта школа выделилась из ныне здравствующей Араки-рю. В одних текстах говорится, что это произошло при третьем патриархе - Ямамото Ёсикуэ, который, якобы, и дал школе название "Миками Араки-рю", в других - при десятом, Токуде Сиробэе, который вроде бы добавил к традиционной Араки-рю технику кэн-дзюцу (фехтование мечом). Интересно, что ныне уже никто не знает, какой смысл основатели школы вкладывали в слово "Миками" - "Три бога" (Какие "три бога"? Почему именно три?), да и кэн-дзюцу в современной Миками Араки-рю отсутствует.

Такая же ситуация характерна для очень многих старинных школ дзю-дзюцу. Впрочем, их последователей это мало волнует, ведь для них важнее не доскональное знание фактов, а дух и образ школы. По той же причине нынешних учеников Миками Араки-рю вполне устраивает традиционная версия создания их традиции легендарным Араки Мунисаем, не раз доказывавшем свое выдающееся мастерство на полях сражений и в поединках с представителями других школ.

Техника, которая ныне изучается в Миками Араки-рю, сильно отличается от арсенала ее прародительницы, школы Араки-рю. Например, в ней отсутствуют весьма характерные приемы неожиданного нападения на сидящего противника (в Араки-рю они называются "санкёку-но дан" - "ступень трех перегибаний"). По-видимому, технический багаж школы сложился в период мирного правления сёгунов Токугава (1603-1868), скорее, во второй его половине.

В настоящее время в Миками Араки-рю изучают 48 базовых приемов дзю-дзюцу, которые характеризуются рядом особенностей:

1.     Если противник проводит захват за руку или одежду на груди, то для освобождения от него и проведения болевого контроля последователь Миками Араки-рю, как правило, применяет болевой захват, похожий на "санкадзё-кимэ" айкидо (скручивание кисти внутрь вокруг вертиакльной оси предплечья).

 

2.     К основным техническим действиям школы можно отнести такие приемы, как котэ-гаэси (выкручивание кисти наружу), гяку-котэ-гаэси (выкручивание кисти в обратную сторону), иккадзё-кимэ (перегибание локтя через ладонь), санкадзё-нагэ (бросок скручиванием кисти вовнутрь вокруг вертикальной оси предплечья), ирими-нагэ (бросок встречным входом), хидзи-кудзики-кимэ (перегибание локтя), сэои-нагэ (бросок через спину), а также довольно редкую технику болевого воздействия на ногу - кяку-кансэцу (выкручивание стопы).

 

3.     Базовая техника почти целиком, за исключением всего нескольких приемов - "кантан" ("исследование старины"), "мутин" ("сон на подушке") и некоторых других - применяется в стойке (тати-ай). Традиционно излюбленный раздел старых школ дзю-дзюцу "и-дори" - борьба в положении сидя - в классике (т.е. в официальном каталоге-мокуроку техники школы) Миками Араки-рю отсутствует, но учителя в качестве кодэн ("устная передача" в противоположность "письменной" - мокуроку) все же преподают несколько приемов нэ-дори - борьбы в положении лежа - и инэ-дори - борьбы в положении полулежа, когда приемы выполняют из положения сидя со скрещенными ногами.

 

4.     Приемы боя с оружием последователи Миками Араки-рю практически не изучают. Они овладевают лишь несколькими базовыми движениями с коротким мечом-вакидзаси и приемами его отбирания.

 

5.     Основной упор школа делает на самооборону (госин-дзюцу) - защиту от захватов, основных ударов и бросков, что очень характерно для школ периода Эдо.

 

6.     Хотя школа называет свою технику торидэ - "хватающие руки", реально болевые контроли в ее арсенале занимают довольно скромное место. Скорее всего, название "торидэ" просто сохранилось от более ранней Араки-рю, в которой болевым приемам действительно уделяется очень много внимания.

 

7.     Классическую технику дзю-дзюцу здесь дополняют методы тренировки, позаимствованные из старых школ кумиути. Приему, подобные броскам дзюдо, почти не применяют, зато изучают различные приемы борьбы (нэ-вадза) из кумиути, элементы из арсенала старинного сумо.

 

8.     В Миками Араки-рю, в отличие от подавляющего большинства школ дзю-дзюцу, преобладает добивание противника в стойке.

Сегодня додзё Миками Араки-рю, где преподает единственный носитель этой традиции наставник Ямада Хироси, посещают всего несколько человек. Фактически, эта школа, подобно очень многим другим традициям бу-дзюцу, стоит на грани вымирания. Чтобы сохранить для потомков культурное наследие Миками Араки-рю, сэнсей Ямада позволил специалистам по истории бу-дзюцу сделать фотоснимки всех 48 базовых приемов.