Багуачжан является одним из трех
классических "внутренних" стилей китайского ушу. `Ба Гуа' в переводе
означает "восемь триграмм". Этот термин относится к восьми базовым
принципам, описанным в древнем метафизическом "Каноне перемен". В
данном случае его использование означает, что стиль является физическим
отражением этих восьми принципов, что его базовые положения соответствуют
восьми триграммам, а переходы между ними - описанным в "Каноне
перемен" взаимопревращениям триграмм. `Чжан' переводится как `ладони' и
означает, что в этом стиле предпочитают использовать ладони, а не кулаки и
крюки как в других стилях боевых искусств ибо ладонь может и бить как кулак, и
захватывать как крюк. Таким образом, багуачжан - это боевое искусство,
базирующееся на теории непрерывных изменений в зависимости от ситуации, в
котором противника побеждают за счет мастерства, а не за счет грубой силы.
Кто, когда и где придумал
багуачжан - неизвестно. Массы о нем узнали сравнительно недавно, и произошло
это в общем-то случайно. Предание связывает рассекречивание этого стиля с
именем Дун Хайчуаня, родившегося в уезде Вэньань провинции Хэбэй примерно в
20-х гг. XIX в. Он владел
эрланцюань и считался неплохим бойцом. Отправившись путешествовать в поисках
живущих в глухих местах мастеров боевых искусств, он в конце-концов добрался до
расположенной в провинции Аньхой горы Цзюхуашань. Заблудившись в лесу, он
случайно наткнулся на молодого даоса, ходившего кругами вокруг сосен. Дун
Хайчуань сразу увидел, что тот занимается тренировкой боевого искусства, но не
понимал, зачем это делается столь вычурным образом, и рассмеялся. Оскорбленный
даос заявил, что они должны померяться силами. Дун Хайчуань согласился,
рассчитывая преподать хороший урок, они вышли на полянку и бой начался. Однако
какие бы мощные удары не наносил Дун Хайчуань, сколь быстро ни летали его
кулаки и ноги, он никак не мог попасть в маленького даоса, который все время
проскальзывал ему за спину и опрокидывал на землю. После третьего падения Дун
Хайчуань признал себя побежденным, и встав на колени попросился в ученики.
Однако тут за его спиной раздался смех, и на полянку вышел пожилой даос. Это
был Би Чэнся - учитель того маленького даоса, уже давно наблюдавший за
схваткой. Он согласился взять Дун Хайчуаня в ученики, и четыре года обучал его
искусству поворачивания ладоней в хождении по кругу.
Позднее Дун Хайчуань перебрался в
Пекин и стал слугой великого князя Су, который был родственником императрорской
фамилии. Князь был большим любителем ушу, и у него постоянно бывали разные
мастера. Однажды, когда князь пригласил продемонстрировать свое искусство
очередного мастера, собралась большая толпа зрителей из числа челяди, было
очень жарко, но слуга с чаем не мог пробиться к князю сквозь толпу. Чтобы
выручить человека, Дун Хайчуань взял поднос с чаем и пробежал к князю по стене
поверх голов. У князя глаз был наметанный, и он тут же спросил, не занимается
ли тот каким-нибудь боевым искусством. Скрываться далее было невозможно, и Дун
Хайчуаню пришлось все рассказать. С тех пор он открыл преподавание багуачжан в
Пекине, откуда оно распространилось по всему Китаю.
У Дун Хайчуаня было много
учеников, и каждого из них он обучал по-иному, сообразуясь с его личными
особенностями. Так появились несколько различающиеся между собой ветви
багуачжан. К настоящему времени их сохранилось три. Первая идет от Инь Фу,
который был телохранителем вдовствующей императрицы Цыси, прозанимался у Дун
Хайчуаня очень долгое время и был одним из лучших бойцов своего времени. Инь Фу
владел лоханьцюань, и поэтому в его версии багуачжан предпочитают вести бой на
дальней дистанции, техника больше основана на ударах, шаг по кругу используют
не для выхода за спину противнику, а для ухода с линии атаки и захода сбоку,
при исполнении комплекса четко видны выбросы силы. Инь Фу был очень богатым
человеком, именно на его деньги была сооружена стела на могиле Дун Хайчуаня с
именами всех учеников. Другим знаменитым учеником господина Дуна был Чэн
Тинхуа. Родом он был из деревни Чэнцзячжуан уезда Шэньсянь провинции Хэбэй, в
молодости прославился как крупный мастер шуайцзяо. Потом он уехал на заработки
в Пекин и получил прозвище "очковый Чэн", так как торговал очками в
аптеке. В его версии багуачжан стараются как можно быстрее приблизиться к
противнику и выйти ему за спину, в технике --- много бросков, при исполнении комплексов
стараются добиться непрерывности и скорости движений. В 1900 году когда
объединенные войска Англии, Франции, России и Германии взяли Пекин и стали
грабить город, вооруженный двумя кинжалами Чэн Тинхуа и его младший брат Чэн
Дяньхуа выскочили на улицу, и Тинхуа успел перерезать половину немецкого взвода
прежде чем был застрелен. Дяньхуа с голыми руками сумел прорваться сквозь
окружение и убежал в родную деревню, где и жил до конца своих дней преподавая
багуачжан. Все его искусство полностью перенял его четвертый сын - Чэн Юшэн. У
Чэн Юшэна много лет учился Сунь Чжицзюнь, который в настоящее время работает
заместителем главного инженера научно-исследовательского отдела Пекинского
завода газового оборудования. Он четыре раза в неделю преподает багуачжан в
Восточном районе Пекина, а несколько лет назад по просьбе Пекинского
университета снялся в учебном фильме "Багуачжан" из сериала
"Китайское ушу". Этот видеофильм в настоящее время доступен в России,
он есть в каталогах нескольких фирм, занимающихся рассылкой материалов по
боевым искусствам. Третья ветвь багуачжан идет от Лян Чжэньпу, который был
одним из самых молодых учеников Дун Хайчуаня. Ли Цзымин - ученик Лян Чжэньпу -
до самой своей смерти 31 декабря 1993 года в возрасте примерно 90 лет считался
крупнейшим мастером багуачжан и одним из лучших бойцов Китая. В настоящее время
его преемником является Суй Юньцзян (до встречи с Ли Цзымином уже
прославившийся как крупный мастер мэйхуачжуан), который с 1992 по 1994 год
преподавал в Москве и оставил ряд учеников в России. Известным учеником Ли
Цзымина и Суй Юньцзяна является преподающий в с 1992 года в Москве багуачжан,
мэйхуачжуан и чэньское тайцзицюань Дай Чао. Характерной особенностью этой ветви
багуачжан является наличие большого количества протыкающий и рубящих ударов.
Однако несмотря на стилевые
различия система тренировок во всех школах багуачжан единая. Первые несколько
лет ученик тренируется в "хождении по кругу" для выработки навыка
постоянного ухода с прямой линии и привыкания к контролированию своего центра
тяжести. Затем изучается комплекс "Динши бачжан" - "Восемь
ладоней установленных форм" (в разных школах названия комплексов могут
несколько различаться), в котором прорабатывается восемь различных положений
ладоней. После него изучается комплекс "Бяньши бачжан" ("Восемь
ладоней изменяемых форм"), который еще называют "Лаобачжан"
("Старые восемь ладоней") или "Бадачжан" ("Восемь
больших ладоней"). После овладения этими техниками ученик может изучать
боле высокие комплексы ("24 формы", "8 форм - 8 образов",
"Тайные ноги" и т.д.), технику работы в паре, владение оружием и
специальную технику перемещений. Интересным упражнением является "облет
девяти дворцов", в котором в землю в форме квадрата 3 на 3 втыкается 9
двухметровых шестов, которые нужно непрерывно обходить в определенном порядке.
Это приучает к навыкам ведения боя в толпе. Все упражнения имеют несколько
уровней сложности. Так по кругу сначала ходят на почти прямых ногах и
постепенно понижают уровень тела, чтобы в итоге перемещаться с бедрами
параллельными земле; "девять дворцов" сначала просто обходят, а
впоследствии с каждым из столбов во время обхода устраивают нечто вроде
"боя с тенью", и т.п. Одновременно со всем этим тренирующийся
занимается укреплением ударных поверхностей и противоударной закалкой тела.
Очень многие мастера багуачжан прославились своим владением искусствами
"железной ладони" и "железной рубашки".
Багуачжан никогда не было
армейским искусством, оно всегда было искусством индивидуального боя. Поэтому
даже стандартные виды оружия имеют здесь специфическую форму или специфическое
применение. Так используемые в багуачжан мечи примерно в полтора раза длиннее
обычных, а при тренировках с копьем и шестом прорабатывают "короткое
использование длинного оружия". Помимо обычного копья используют еще и так
называемое `двухголовое змеиное копье', имеющее наконечники на обоих концах.
Любимым оружием Дун Хайчуаня являлись `острия петушиной лапы' (это редкое
парное оружие очень сложной формы, одну такую пару привозил в Москву Суй Юньцзян).
Во многих популярных изданиях, однако, утверждается что оружием Дун Хайчуаня
были `секиры уток-мандаринок' (это обычно используемое в паре оружие имеет вид
перекрещенных полумесяцев, у которых не заточены лишь те части, за которые их
держат), но согласно разъяснениям Ли Цзымина это не так, это оружие придумал
другой мастер ушу - Тун Даочан, а название он взял из сборника рассказов
"Портреты храбрых и честных борцов за справедливость", автор которого
- Чан Цземао - использовал Дун Хайчуаня в качестве прототипа для Тун Линя -
главного персонажа сборника.
перевод на русский язык -
С.Л.Березнюк
Кулак восьми
триграмм, передвижение - исходное.
Втянул - выбросил, ушел - вернулся. В шаге переходят друг в друга пустое и
полное.
Двигайся как ветер, стой словно вбитый гвоздь. Попеременные раскрывающиеся и
закрывающиеся шаги ясны.
Поясница должна быть ловкой, ци - как знамя. Глаза наблюдают шесть
дорог, опережая руки и ноги.
Передвигайся как дракон, сиди как тигр. В движении подобен реке, в спокойствии
- горе.
Руки - инь и ян, переворачиваются вверх и вниз. Расслабить плечи, свесить
локти, сконцентрироваться на даньтянь.
Охватывая шесть дорог не рассеиваться. Ци по всему телу обретает
естественность.
Раскрывающиеся и заворачивающиеся шаги нужно делать тщательно, смены
наступления и отступления - в пояснице.
Руки - три десятых, шаг - семь десятых. Руки и ноги наступают совместно, без
раздумий.
Бедра бьют - передвижение, плечи бьют - сталкивание. Телу поручают
теснить-опираться с незаметным ударом коленом.
Высоко не оборонить, низко не преградить. Встречно тут же атаковать и
опередить.
Язык чисел обобщает тайны кулаков. Не используешь мастерскую работу - и все
зря.
В методах багуачжан скрывается удивительность; выбрасывая руки встречаешь
врага оказавшегося в центре круга.
"Накатывание", "прилипание", "раскрытие" и
"обертывание" развиваются в кругу, в "уворачивании",
"развороте", "наступлении" и "отступлении" круг
связывается с кругом.
Толкаешь, приподнимаешь, затягиваешь, управляешь - непременно идешь по
кругу; в перетаскивании, заворачивании внутрь, рубке и наступлении - также
действуешь надлежащим образом.
Захваты, зацепы крюком и удары сменяются быстро; запечатывания, уклонения и
разворачивания учитывают жестокость методов.
Показать вверх а ударить вниз подобно развевающемуся знамени; ладонь за
ладонью наносят разрушительные удары не допуская замедления.
Прежде, чем ударить на запад - подними шум на востоке, атаковал влево -
внезапно бросься вправо не расслабляясь.
Обернуться, отнять и разрубить, поднять тайно ногу, небожитель скрывается
не оставляя следов.
Трансформации пустого и полного, жесткого и мягкого следуют сердцу,
удивительное и простое порождают друг друга непременно достигая цели.
комментарии - Сунь Баоинь
перевод - С.Л.Березнюк
Методы действий руками и методы перемещений должны взаимно следовать,
Рука достигает, а шаг не завершен - сила будет крошечная,
Руки и ноги достигают вместе, но не хватает силы поясницы -
Время уходит, мешкаешь, трудно вернуться обратно.
Краткое разъяснение: в багуачжан уделяют серьезное внимание
тому, чтобы бить с целостной силой. Для целостности силы требуется, чтобы
методы действий руками, глазами, корпусом и перемещения были полностью
согласованы. В реальном бою, если рука уже бьёт, а шаг еще не завершился, то
без сомнения "сила будет крошечной", не хватит силы, чтобы столкнуть
стену или выдернуть столб. Но если "руки и ноги достигают вместе", а
поясница немного не скоординирована с ними, то в атакующих приёмах
"мешкаешь", в защитных "трудно вернуться обратно", не
формируется поражающего врага результата.
Если встретился с толпой врагов - вначале
рассмотри методы,
Никогда не наступай, соответственно отступай.
Отступил - вникай в формы, узнай изменения,
Выжди удобного случая и вытяни четырьмя лянами.
Краткое разъяснение: когда в бою встретился с большим
количеством врагов, то первым делом следует рассмотреть у них сильное и слабое,
пустое и полное. В неясных обстоятельствах рекомендуется не форсированное
наступление, а тактическое отступление. Это отступление не пассивное, в ходе
отступления ловишь момент и ищешь бреши у противника, выжидаешь удобного
случая, длинным контролируешь короткое, побеждаешь прага словно четырьмя лянами
затягивая тысячу цзиней.
Прежде чем двигать кончик - сначала двинь корень,
Быстрота рук не заменит подшагивания на полшага.
Наступать и отступать, выходить и входить - всего полшага,
Выбрасываешь руки избегая приема - и полностью спокоен.
Краткое разъяснение: очень важной особенностью багуачжан
является мастерство осуществления атаки и защиты в хождении с поворачиванием
при помощи раскрывающе-заворачивающегося шага, что определяет очень строгие
требования к методам перемещений. В багуачжан особенно натренировывают такое
перемещение как "половинный шаг". И в наступлении, и в отступлении, и
в поворачивании, и в разворачивании, и в трансформациях приемов - всюду
обязательно нужно постоянно обращать внимание на "подшагивание на
полшага". Нужно мочь квалифицированно использовать "подшагивание на
полшага", и тогда в схватке сможешь доминировать по всей площади, куда
сердце - руда и руки.
Корень мастерства - в шаге по кругу,
Изменение рук следует шаганию.
Высокие вспарывания, низкие заграбастывания, поперечные прикрывания, уходы,
Толчки, приподнимания, затягивания и контролирования не отрываются [от шагов].
Краткое разъяснение: так как особенностью багуачжан является
хождение с поворачиванием, то естественно уделяется огромное внимание
перемещению по окружности с помощью раскрывающе-заворачивающегося шага. Отсюда
произрастает не только мастерство перемещений, необходимые трансформации рук
тоже должны следовать вращениям и поворачиваниям перемещений для реализации
своей мощи. Методы действий руками в багуачжан трансформируются непостижимым
образом, но о чем бы ни шла речь - высоком вспарывании или низком
заграбастывании, поперечном прикрывании или продольном уходе, или же о толкании,
приподнимании, затягивании лио контролировании - все они должны тесно
координироваться с методами перемещений.
Непрерывный шаг - это мастерство трех потерь,
Позволяющее рукам быстро и естественно сработать впустую.
Скрестив руку с рукой противника поворачиваешь корпус - это пустая рука.
В момент удара ладонью рывком вытягиваешь противника вдоль земли.
Краткое разъяснение: когда в бою попался противник с более
высоким мастерством, то следует максимально реализовать метод перемещения
багуачжан - хождение с поворачиванием - для проникновения в бреши в защите
противника (в поговорках кулачного искусства это называется "атакой внутрь
круга"), и здесь при смене мест в движении с вращением использовать
правило рычага, формируя такую особенность как удары со смещением точки
приложения силы. Предположим, я скрестил руку с рукой противника, и поворачивая
корпус двигаюсь по окружности. Моя рука - "пустая", она провоцирует
противника для удара в пустоту. Как только противник ударит в пустоту, его
корпус по инерции пойдет вперед, я тут же схвачу противника и "рывком
вытяну вдоль земли", на основе мгновения нестабильности, используя смену
мест в движении с поворотом, ладонью бью противника по направлению его падения,
легко и естественно добиваясь победы.
В накопляющем шаге ноги не должны стоять
одинакого,
Удобнее чтобы передняя была "пустой", а задняя - "полной".
Если стоять равномерно, то отклоняешься взад и вперед,
Да и поясница малоподвижна.
Краткое разъяснение: "накопляющий шаг" - это стояние
на месте. В бою нельзя, чтобы вес тела распределялся на обе ноги поровну, иначе
это приведет к наклонам корпуса вперед и отклонам его назад, к малоподвижности
поясницы, что вызовет трудности в осуществлении атаки и защиты, а противнику
будет легко использовать смещение центра тяжести для рывкового вытягивания
вдоль земли. Если же передняя нога "пустая", а задняя -
"полная", то шаги живые, поясница подвижная, наступления и
отступления естественны, одинакого удобно и атаковать, и защищаться.
Вес тела смещен - следуешь, закупоривание двойное,
Внешне - жесткий, внутри - мягкий, словно колешь копьем.
Поперек - толчок, внутрь - крюком, тело - ось вращения,
Нужно только втянуть руку, поясница и живот следуют.
Краткое разъяснение: при действиях руками в багуаяжан тебуется
жесткость снаружи и мягкость внутри, подобно летающему туда-сюда острию копья,
следуешь форме противника и атакуешь. Таким образом, тяжелые удары руками - это
совсем не в духе багуачжан. В методах действий руками багуачжан прорабатывают
"противник атакует поперек - я толкаю, противник бьет внутрь - я действую
крюком", в общем применяют вбирание груди и втягивание рук, поясница и
живот взаимно следуют, уменьшая поражаемую зону, а основным атакующим методом
является удар противника в такую зону, в результате попадания в которую он
потеряет равновесие.
Люди говорят о `холодном', `хлестком',
`проворном', `быстром' и `жестком',
Еще имеются шесть координаций, проявляющие удивительные возможности.
`Проворный' и `жесткий' почти не различаются,
Выброс усилия полностью опирается на координацию сердца и силы.
Краткое разъяснение: `холодный', `хлесткий', `проворный',
`быстрый' и `жесткий' - это виды силы, которые прорабатывает занимающийся
боевой работой тренируя действия кулаками. Багуачжан не отрицает этих пяти
видов силы, но, являясь "внутренним" стилем, требует усилие
"шести координаций", когда мысль двигает ци, ци способствует силе.
Если можешь применять силу, но не можешь
сохранять,
То сила ушла - подобно стреле оторвавшейся от тетивы.
Это не только не дает результата, но и наносит вред,
Ибо легко потерять равновесие и упасть.
Краткое разъяснение: при выполнении приемов багуачжан прорабатывают
"прием трансформируется в прием", поэтому при ударе ладонью усилие не
должно выбрасываться полностью. В противном случае о "прием
трансформируется в прием" не может быть и речи. Кроме того после того, как
"сила ушла" корпус зачастую легко наклоняется вперед или отклоняется
назад, чем может воспользоваться противник и следуя моменту поразить меня в
спину, а тогда если я легкий - терплю поражение, тяжелый - травмируюсь.
Сила достигла его - корень уже подрублен,
Если еще добавить силы - ему трудно увильнуть.
В этот момент осталось только сделать атакующий шаг вперед,
Удлинить поясницу и удлинить руку помогая нацеленному вперед приему.
Краткое разъяснение: когда видно, что противник в результате
моего удара потерял устойчивость, мне следует в момент, пока противник
перемещением еще не восстановил равновесие, быстро используя оставшуюся после
своего приема силу атакующим перемещением рвануться вперед, предельно осесть
поясницей и бедрами и как можно больше вытянуть руки, вновь атакуя противника
формой прежнего приема. Легко видно, что жтот метод атаки "наращиванием
силы" быстрее атаки сменой приемов, и, естественно, им легко победить.
Победа быстрого над медленным не заслуживает
уважения,
Преодоление сильным слабого не является совершенством.
Лучше всего победить высокоуровневым приемом,
Глянул туда, глянул сюда, центр стабилен, выбросы не пустые.
Краткое разъяснение: в багуачжан обращают серьезное внимание
на "сила покоряет десять умений", но прорабатывают также и
"победить врага высокими приемами и искусными методами". В реальном
бою высокоуровневый мастер багуачжан обычно добивается побед опираясь на
технику "без пустых выбросов". Термин `не пустые выбросы' означает, конечно
же, не то, что каждый выброс руки должен достать противника ударом, а то, что
он должен быть либо ударом, либо затягиванием, либо ложным движением, либо
переходным движением, подготавливающим последующий мощный прием.
У него сила - в тысячу цзюней, быстр - словно
ткацкий челнок,
Избегай сильного и используй продольный проход быстрым шагом с перемещением.
Из тысячи людей приблизиться могут лишь трое-пятеро,
Слегка вытянул руки и ноги - и не трудно заслониться.
Краткое разъяснение: встретив сильного быстрорукого противника не следует использовать тактику "сила против силы, скорость против скорости" (о том, как победить равного по мастерству и скорости противника, рассказывается отдельно). Следует реализовать достоинства применяемого в багуачжан при обходе круга с раскрывающе-заворачивающимся шагом "быстрого шага с перенесением", быстро создавая ситуацию прохода вдоль движения противника ему за спину, вынуждая противника провалиться в пустоту, потерять равновесие, перекоситься, и использовать выход за спину для проведения атаки. Встретившись с толпой противников ни в коим случае не следует паниковать, нужно только выбрать слабейшего из ближайших и резко ударить, ломая боевой дух врагов. Сколько бы их ни было - "нетрудно заслониться".
Высоким бей низкое, низким бей высокое,
Косым бей толстого, не нужно раскачиваться.
Встретил худого и длинного - дергай и затягивай,
Старый и неумеющий драться - навести и верх, и низ.
Краткое разъяснение: встретил более высокого противника - применяй
низкие позиции и атакуй его низ; воюешь с более низким - применяй высокие
позиции и атакуй его голову; у противника тело крупное - атакуй с
нефронтального направления, толстый поворачивается нерезво и ему защититься
трудно; если противник высокий и худой, то я применяю сдергивания и
затягивания, вынуждая его перераспределять вес тела и создавая удобный момент
для атаки. Если противник - старик не умеющий драться, то используй
"энергичный метод", с энергией во взгляде осмотри его лицо, солнечное
сплетение, пах, вынуждая его испугаться и побежать без боя.
В руках изучаем три сустава - а ноги сгибаются и
выпрямляются,
Три сустава одной руки прямо соответствуют ногам.
Можно использовать плечи, локти, запястья, бедра, колени,
Вобрал шею и опустошил грудь, шаг тянет корпус.
Краткое разъяснение: "три сустава" руки - это плечи,
локти и запястья. В бою в каждый момент времени нужно следить за
согласованностью трех суставов, при этом шаг во время хождения с поворачиванием
тесно координируется с движением верхних конечностей. При поворачивании ладоней
в хождении по кругу "три сустава" верхних конечностей плотно
фиксируются, а ноги сгибаясь и выпрямляясь идут, поворачиваются и
трансформируются, перемещая корпус с "вобранной шеей и опустошенной
грудью". Все тело образует ярко выраженную позицию "фиксированного
корпуса", что позволяет эффективно защищаться и внезапно атаковать.
Пять цветков и восемь врат смешаны как конопля,
Длинный кулак и короткие удары перемешаны друг с другом.
Ты еще быстрей - я еще медленнее,
Но если я начал выброс - помоги тебе Бог!
Краткое разъяснение: в китайском ушу много разновидностей -
"пять цветков и восемь врат" (так образно называют основные школы
эмэйского ушу), "длинный кулак" (методы боя на длинной дистанции) и
"короткие удары" (методы боя на короткой дистанции), у каждого свои
достоинства. Боевые методы, которым следует багуачжан, таковы: ты быстрый - я
медленный, покоем контролировать движение, но поймал момент - и внезапно
выбросил руку, тут уж быстр словно молния, от острия невозможно заслониться.
Сколько бы ни было захватов - их мощь не преувеличена,
Две руки схватили одну - силы конечно больше.
Если же он отлично хватает - пусть боится за голову,
От пронизывания в нос или укола в глаза трудно защититься.
Краткое разъяснение: методик циньна нельзя
недооценивать в случае захвата за одежду, но нельзя также и забывать о
контрметодах. В багуачжан рекомендуют: если видно, что противник намерен
применить прием циньна, выполнив пронизывание ладонью высоко поднять
захваченную им руку над головой, чтобы его техника не произвела разрушительного
эффекта. Одновременно пронизывающим движением другой руки ударить его в нос или
уколоть в глаза, от чего противнику трудно защититься.
Что бы ни говорили о жестком оружии в обеих руках,
Ударить одной, ударить другой - вот и все его возможности.
Запечатал правую руку - левая бесполезна,
Две руки атакуют вместе - тем более пользы нет.
Краткое разъяснение: встретив вооруженного противника не надо
паниковать. Если он бьет сначала одной рукой, а потом другой, то я используя
преимущества вращающихся приемов багуачжан при обходе круга
пресекаю-запечатываю его первую руку, и тогда его вторая рука бесполезна. Если
он атакует двумя руками одновременно, то стоит мне перемещением избежать их, и
то, что у него оружие, не принесет ему никакой пользы.
Он бьет меня, но я - нет,
Поворачиваюсь боком, уклоняясь, и контратакую.
Если он снова - я атакую,
Он защищается - три удара ему!
Краткое разъяснение: в технике багуачжан прорабатывают
"показать вверх а ударить вниз", "поднять шум на востоке а
ударить на западе" - так называемый метод "ударить жернов и указать
на гору". Если противник атакует меня, вовсе не требуется "идти
острием против острия", немедленно контратакуя. Можно уклониться
повернувшись боком и в ходе движения контратаковать противника. Так как после
моего поворота боком взаиморасположение противников явно изменится, то атака
противника непременно провалится в пустоту. В это время часто проводят
повторную атаку, которой трудно избежать из-за скорости и открывшихся брешей.
Поэтому я использую этот момент для быстрой атаки. Когда противник защищается
запечатывающими техниками, то я трансформируя одни ладони в другие, непрерывно
проводя прием за приемом беспрерывно продолжаю атаковать.
Он не подходит - я провоцирую подход,
Он подходит - я трансформируюсь и ухожу.
Ни в коем случае не надо заслоняться руками - надо опереться на методы действий
корпусом,
Шаг за шагом не отрываясь от района между бедрами.
Краткое разъяснение: если противник - из предпочитающих
защиту, то используя ложные приемы следует спровоцировать его на атаку, а как
только противник атаковал - я перемещаюсь и избегаю атаки. Это перемещение с
избеганием не есть блокирование руками, нужно опереться на трансформации
корпуса и шагов. При этом, обходом отрываясь от противника, выискиваешь
наилучший момент для атаки.
Выпрямлять руки надо мало, шаг должен быть большим,
Отшагнуть наполовину, приблизившись бедрами, и хватать.
Отшагнуть - и с постановкой на землю прсесть с поворотом,
Он поворачивается - у меня орлиный захват.
Краткое разъяснение: заметная особенность техники багуачжан -
осуществление атаки при обходе противника с выходом ему за спину. При атаке
руки должны накапливать силу, поэтому "выпрямлять руки надо мало".
Одновременно ради быстрого выхода за спину противнику при хождении с
поворачиванием "шаг должен быть большим". На близкой дистанции следав
всего лишь половинный шаг можно занять выгодное местоположение и с коротким
выбросом силы (цунь цзин) ударить. Если противник используя близость
схватил меня, то я отшагиваю в сторону и в момент постановки ноги на землю
приседаю с поворотом, срывая захват противника и затягивая его вслед за своим
поворотом, при этом, если позволяет ситуация, провожу прием циньна.
Стукают - стукни сам, стараясь опередить,
Разбивают справа - смени стороны и приклейся левой рукой.
Рубят - сложи локти и встань поперечно,
Сталкивают - махни ко кругу рукой от "цянь" до "кунь".
Краткое разъяснение: когда противник стукает мое запястье, я
контратакую тоже стуакньем, только нужно бить в переднюю поверхность
противника. Если противник наносит разбивающий удар по моей правой руке, то я
делаю шаг-смену стороны и левой рукой приклеиваюсь к его руке, а правой рукой
изменяя усилие бью. Противник сверху вниз рубит меня по голове - могу сложить
локти вместе, встать шагнув поперек и разрушить его силу, еще при этом удобно
контратаковать локтем. Противник наносит прямой удар в грудь - я делаю рукой
движение по дуге внутрь или наружу, одновременно с уходом от атаки создавая
момент для контрудара.
В его методах действий руками много прямолинейных
-
Перешагиваю на полшага в сторону словно прогуливаясь.
Если же он показывает прямо а бьет по кососй,
То вновь делаю перешагивание на полшага в сторону не идя лоб в лоб.
Краткое разъяснение: если противник в схватке использует много
прямолинейных атак, то мне надо лишь перешагнуть на полшага по диагонали - и
уже можно избежать острия его атаки. Бывают и такие противники, которые
показывают прямо а бьют по диагонали. Я после использования перешагивания по
диагонали вновь делаю перешагивание на полшага по диагонали, и атака противника
проваливается в пустоту. В багуачжан такой "метод полукоружения
противника", когда перемещения помогают методам действий руками, является
специфической особенностью школы.
Противник с четырех сторон, я - в центре,
Пронизываю цветы и бью ивы хоть на западе, хоть на востоке.
На все восемь направлений использую метод облаков гонимых ветром,
Не защищаюсь стоя на месте и не иду куда попало.
Краткое разъяснение: еще одно достоинство багуачжан
заключается в ловкости перемещений, в многоизменчивости методов действий
ладонями, пронизываешь толпу врагов словно ястреб пролетающий сквозь лес,
словно змея ползущая в траве, совершая обороты вокруг противников. Ударяя противников
в передвижении надо быть полностью спокойным, не защищаться стоя на месте, не
идти куда попало и не бежать в пустоту.
Сердце - великий полководец, глаза - метод,
Действуя сообразно с обстановкой можно контролировать врага.
Больше всего бойся отвлеченности сердца и ненацеленности взгляда,
Ибо тогда руки суетятся, а ноги - в беспорядке, доставляя излишние хлопоты.
Краткое разъяснение: в бою роль глаз и сердца архиважна. Когда
говорят о руках, глазах, методах действий корпусом и шагах, то имеют в виду,
что сердце и глаза тесно связаны с методами действий руками, ногами, корпусом и
с перемещениями, что из них ничего не упущено. Таким образом, если взгляд
застывший, дух медленный, сердце глупое а ум застойный, то не помогут ни хорошее
тело, ни хорошие руки.
С четырех сторон мечи и копья беспоряюочны как
конопля,
Но когда в сумерках нет света луны,
Понижаешь корпус, устанавливаешь ясность, применяешь приемы вдаль и внутрь,
Шаг за шагом идя по кривой побеждаешь врагов.
Краткое разъяснение: если встретился с врагами ночью или в
сумерках, то обязательно нужно понизить корпус и присесть. Во-первых,
уменьшаешь собственную атакуемую поверхность; во-вторых, так удобнее наблюдать
за противниками. "Понизил корпус" - и опираясь на живость и
многоизменчивость перемещений вынуждаешь противников впустую бросаться влево и
вправо, а сам можешь выбрать момент и атаковать, и добыть победу.
Длинное, короткое, одиночное, парное - оружие
жесткое и мощное,
Но надо учитывать, что оно не столь ловко как голые руки.
Натренированная железная ладонь сама подобна оружию,
Две руки ищут сбоку двигаясь поперек запястья.
Краткое разъяснение: в этом секрете разъясняется, что если без
оружия встретил вооруженного противника, то в первую очередь надо понять, что
лезвие хотя и выгоднее голых рук, но уступает им в проворстве, и поэтому не
надо терять присутствия духа. При этом обращается внимание на то, что у
тренирующего багуачжан человека мастерство рук не уступает мощи оружия, нужно
только быть искусным в трансформациях при хождении с поворачиванием, решительно
искать руки и хапястья противника, координировать удары и захваты, и тогда
сможешь захватить преимущество.
Сильным контролировать слабое - не то,
Слабым побеждать сильное - вот истиный метод.
Он жесткий и быстрый подобно вылетающей стреле -
Вращаюсь влево и вправо и защищаюсь без брешей.
Краткое разъяснение: в багуачжан прорабатывают победу слабого над сильным, преодоление мягким жесткого. При встрече с быстрым и жестким противником, у которого выбросы рук подобны вылету стрел я передвигаюсь вплотную к его корпусу, вращаюсь влево и поворачиваюсь вправо. Противник как ни злится - а ничего поделать не может.
Беспорядок в сердце - от беспорядка в глазах,
Тысяча приемов не сравнится с одним пронизыванием ладонью.
Наводка в переносицу позволяет непрерывность,
Шаг в сторону с контролем человека идет то влево, то вправо.
Краткое разъяснение: так как дух проявляется в глазах, то
поэтому прежде всего надо пронизывающей ладонью колоть противника в глаза,
спутывая ему всю картину. Для усиления эффекта еще нужно менять
месторасположение, двигаясь по кругу то влево, то вправо, непрерывно использовать
обе ладони, либо вновь коля его в глаза, либо тыкая ему в переносицу.
Хочешь сомкнуться - сначала раскройся: таков общий
принцип.
Видишь раскрывание - защищайся от смыкания: дважды подряд невозможно.
Ложное поражение, ложное отступление - сдуй пыль.
Указывающий на восток и бьющий на запад прячет мысль в сердце.
Краткое разъяснение: раскрывание и смыкание - это пара
антагонистических противоположностей техники в ушу, объединяемые в единый
фактор. Видишь, что у противника раскрытая форма - значит из нее последует
сомкнутая позиция; наступая наблюдаешь за противником - действительно ли он
терпит поражение или это ложное отступление, чтобы когда "ветер сдует
пыль" быть готовым защищаться от атаки. Если противник использует
стратегию "указать на восток а ударить на запад", то нужно мочь
распознать его замысел и использовать эффективные защиту и контратаку.
Пусть он быстр так, словно у него тысяча рук и
тысяча глаз -
Защити среднюю линию и все будет зря.
Не пришло нужное время - не выпрямляй рук,
Выпрямил руку - тут же надо делать выброс за выбросом.
Краткое разъяснение: в бою, сколь бы проворно не выбрасывал
руки противник, я обращаю внимание на защиту своей средней линии. Эффективно
контролируй среднюю линию - и самая жестокая атака противника окажется
безрезультатной. Когда сам контратакуешь - не надо легкомысленно проводить
приемы, следует уловить момент и внезапно выброся руку провести прием. Выбросил
руку - и пошел прием за приемом без малейшей паузы, не оставляя противнику ни
малейшего шанса на защиту.
Жесткое запечатывание - прием самозащиты,
Избежал противника и скрылся вдали -
Запомни: удаляться больше чем на чи
Это все равно что с раскрытыми вратами идти в обход - метод не крепок.
Краткое разъяснение: сколь бы активно противник ни атаковал -
всегда могу используя эффективные методы рук запечатать противника и защищить
себя. Но цель, которой должно достигать запечатывание - это приближение вплотную
к корпусу противника, на расстояние не более чи. В этом случае одновременно с
блокированием противника можно в удобный момент нанести контрудар. Если же
боишься ударов противника и не приближаешься, то не сможешь эффективно
блокировать, а будешь впустую бродить зря тратя силы.
Для иного шесть дорог - звук пустой,
Я же с формами ладоней наблюдаю шесть дорог.
Двигаясь могу осмотреть все направления,
Не испытываю трудностей в том, чтобы глянуть вперед и оглянуться назад.
Краткое разъяснение: "взгляд наблюдает шесть дорог, уши
слушают восемь сторон" - базовое требование техники ушу, но не каждый это
может. Благодаря достоинствам перемещений багуачжан за одно движение можно
осмотреть весь горизонт, так и выполняется "глянуть вперед и оглянуться
назад" - естественно и непринужденно.
Метод не точен - не спеши с выбросом,
Выброс не попал - повтори его вновь.
Как бы ни были ловки его техники рук
Когда души "хунь" и "по" разделены - тело рвется.
Краткое разъяснение: исходя из принципа отсутствия
"метания стрел впустую" в багуачжан если не овладел приемом - лучше
не применяй. Но если надо ударить и боишься, что не попадешь - проводи
непрерывную атаку вплоть до разгрома противника.
Ледяное небо и заснеженная земля - шаг
слабоустойчив,
Переднюю поперек а заднюю прямо фиксируя центр и кончик.
При поворачивании обязательно применяй небольшие шаги,
Опасайся выпрямления корпуса и методов бьющих высоко.
Краткое разъяснение: при бое на скользкой поверхности надо
обращать внимание на собственный нижний уровень и перемещения. При шаге
переднюю стопу надо ставить поперек, а заднюю - вдоль, при обходе круга шаг
должен быть маленьким. Если "корпус выпрямлен", шаг большой - то
центр тяжести нестабилен, стопы проскальзывают, можешь проиграть и без боя.
Шаг некрепок - корпус будет раскачиваться,
Стопа полностью стоит на земле - побеждает тысяча приемов.
В наступлении следуешь пальцам ноги, в отступлении подвешиваешь пятки,
Не завернул шаг - не сможешь вернуться.
Краткое разъяснение: ключевой вопрос багуачжан - стабильность
перемещения. В наступлении надо "следовать пальцам ноги" словно идя
по грязи; при отступлении надо "подвешивать пятки", слегка
приподнимая пятки и отступая на передних частях подошв. Если хочешь
развернуться, то крепко-накрепко запомни, что вначале надо сделать
заворачивающийся шаг.
При развороте шаг непременно должен быть
маленьким,
Шаг большой - все тело не будет ловким.
Хочешь повернуться - сделай полшага,
Человеку трудно применить циньна, трудно разобраться.
Краткое разъяснение: малый шаг является одним из наиболее
часто используемых видов прикладного перемещения багуачжан, шаг мал - поворот
быстр, легко приблизиться к противнику и не раскрыть своих планов. Кроме того
раз шаг мал, то сила всего тела сконцентрирована, противнику трудно применять циньна,
а я могу наносить мощные удары.
Хотя в методах действий ладонями и есть верхний,
средний и нижний уровни,
Но верхний и нижний - не более, чем каркас.
При хождении по кругу естественен лишь средний уровень,
Верхний и нижний получаются из него.
Краткое разъяснение: в багуачжан при вращении ладоней
различают мастерство трех уровней - верхнего, среднего и нижнего, к тренировке
которых предъявляются различные требования. В бою же применяют лишь приемы
среднего уровня, так как они естественны, а методы верхнего и нижнего легко
трансформируются из среднего, на котором также легко проводить все виды атак и
защит.
Голова наклонена - словно глаза не раскрыты,
Корпус легко падает вперед.
Голова наклонена, поясница согнута, позвоночник мертв -
Не получится никакая ладонь, никакой шаг.
Краткое разъяснение: наклоненная голова и согнута поясница -
один из крупнейших пороков в бою. Голова наклонена - словно боишься глаза
раскрыть, часто это приводит к наклону корпуса вперед и перекашиванию центра
тяжести. Поясница согнута - ось поясницы одеревеневшая, это влияет на выполнение
техник рук и перемещений.
Натяни спину и опустоши грудь, внутри требуется
покой,
Распрямил грудь и выпятил живот - трудно быстро втянуть.
Вобрать живот и убрать поясницу не удастся,
А больше всего опасайся неестественности поворота.
Краткое разъяснение: как наклоненная голова и согнутая
поясница являются одним из крупнейших пороков в бою, так и распрямленная грудь
с выпяченным животом оказывают огромное влияние на технику. Натянул спину и
опустошил грудь - ци опускается в даньтянь, а тогда ци
помогает силе, приемы быстрые и сильные. Ну а если распрямил грудь и выпятил
живот, то ци всплывает вверх, корень становится непрочным, поворот
неловким, атакуешь - медленно и без силы, защищаешься - пассивен и принимаешь удары.
Сила всего тела - в позвоночнике,
Корпус перекосился - сила не целостна.
Со стороны видно, что ноги при шаге согнуты, но корпус непременно прям,
Тогда руки вылетают как стрелы - безостановочно.
Краткое разъяснение: в багуачжан прорабатывается выброс силы
из поясницы, и поясница должна быть вертикальна, не отклоняться ни вперед, ни
назад, ни вправо, ни влево, тогда нижний уровень стабилен, а выброс силы -
целостен. В багуачжан при хождении по кругу ноги, естественно, сгибаются, но
поясница и позвоночник продолжают сохранять вертикальность. Тогда руки можно
выбрасывать будто стрелы из лука - также быстро и резко.
Тело - словно ось, глава - поясница, ноги -
вспомогательны.
Главное - слабое, вспомогательное - сильное, трудно контролировать человека.
Наступая, отступая и уклоняясь опирайся на методы действий корпусом,
Но нет связи поясницы и ног - не зародится дух.
Краткое разъяснение: в багуачжан делают особенный упор на
использование методов действий корпусом. Однако хотя в бою наступления,
отступления и уклоны в основном опираются на методы действий корпусом, тем не
менее надо обращать внимание и на полную согласованность рук и ног. Если нет
координации рук с ногами (особенно с перемещениями), то применение методов
действий корпусом будет очень ограниченно.
Он решил взять меня под контроль и уже
приблизился,
В этот момент ни руки ни ноги не помогут.
Втянув поясницу слева или справа поверни корпус вокруг своей оси,
Избегая опасности быть пойманным.
Краткое разъяснение: в бою если противник уже приблизился ко
мне с приемом, то он несомненно получил преимущество. Мои отбивы руками и
ногами будут пассивны. Но можно вобрать поясницу и повернуть корпус (влево или
вправо), с поворотом корпуса вокруг своей оси сделать раскрывающийся шаг,
сместиться за спину противнику и перейти из пассивного положения в активное.
Челнок снует по прямой вперед - прием трудно
прервать,
Вначале попытайся взять его под контроль выясняя его возможности.
Если встретил противника ведущего непрерывную атаку -
Ему не сравниться в живости с перешагиванием поперек и повороте корпуса боком.
Краткое разъяснение: если встретился сильный и ловкий
противник, вкладывающий все силы в непрерывную атаку, то я первым делом
отступаю, избегая его напора. Если он будет продолжать атаку, а я вновь
отступлю, то могу оказаться побитым, поэтому лучше уж активная защита с
переходом в контратаку, делая перешагивание в поперечном от противника
направлении с поворотом корпуса боком, в результате чего атака противника
проваливается в пустоту.
Увернулся от востока - приходит с запада,
Уклон переходит в увертывание.
Точно так же действуя непрерывно влево и вправо,
Толкай вперед и дергай назад поясницей наводя порядок.
Краткое разъяснение: если окружен толпой атакующих
противников, то использование только уклонов в разные стороны слишком пассивно,
лучше используя поясницу в качестве оси и многоизменчивые перемещения изо всех
сил толкать противников вперед и дергать их назад, активно атакуя и внося
сумятицу в их ряды.
Встретил мощного мужика -
Трудно против него проводить приемы.
Присядь, понизь корпус, уйди вниз,
Методике в механизме из него и меня будут более длинными.
Краткое разъяснение: коль встретил высокого и мощного мужика -
"на цунь длиннее - на цунь сильнее". Не можешь выиграть обычным
методом - используя низкие позиции вынуди противника тоже действовать ниже,
теряя преимущества в росте и длине рук. Я же как можно лучше использую
трансформации хождения по кругу для ударов сквозь бреши в защите.
Мастера багуа не делают ставку на захваты,
Схватил его - уже ошибка.
Особенно неудобно когда противников много,
Гораздо выгоднее просто бить.
Краткое разъяснение: в технике багуачжан вовсе не отрицают проработку захватов, просто там не делают ставку лишь на циньна. Схватил противника - и руки заняты, мало возможности для повторной атаки. Ну а если противников больше одного, то отчетливо видно, что захваты - это "тришкин кафтан", схватил одного - и нечем встретить другого. Куда лучше бить врага в движении.
Смешанное и изначальное - единое ци - идут
по краю неба,
Чудесный закон восьми триграмм скрывается в его середине.
Прием за приемом не отрываются от трансформаций ног.
Стоишь - как растущий в земле цветок.
Краткое разъяснение: крупнейшей особенностью техники багуачжан
являются безостановочные трансформации в движении по кругу, все техники скрыты
в движении по окружности. Движешься по окрружности - активен, стоишь на месте -
пассивен, словно растущий в земле цветок, растаптываемый человеком. Поэтому в
бою нужно безостановочно идти по кругу с поворачиванием, затрудняя противнику
поиск.
Сила должна быть полной и живой, приемы должны
быть точными,
Либо проваливаешь в пустоту, либо три незапутанности.
Прием содержит прием, неисчерпаемо.
Нужно постигать в передаваемом самую суть.
Краткое разъяснение: "самое высокое" означает достижение высочайшей квалификации в техниках и методах. Когда говорим "самое высокое", то имеем в виду что приемы чудесные, удары правильные, сила переполняет, есть ловкость и скорость, можешь внезапно провалить прием в пустоту, можешь достичь "трех незапутанностей", т.е. сердце не паникует, руки не суетятся, ноги не беспорядочны, быстро трансформируешь приемы и вновь атакуешь, в приеме скрывается прием, прием за приемом тянутся непрерывно, трансформации непредсказуемы. Достиг этого - и тебя назовут воспринявшим прикладной смысл багуачжан.
Сорок восемь методов очень трудно найти,
Видишь прием - позволяешь приему достичь естественности.
После десяти лет наработки и тяжелых тренировок
Человек опираясь на искусство обойдет пять материков.