НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКИХ
МАСТЕРОВ.
В современном мире воинские искусства Востока до сих пор
вызывают немало разноречивых толков и представлений. В тех странах, где дзю-до, каратэ, аики-до, Шаолинь-сы-цюань,
Тайцзи-цюань и прочие систематизированные традиционные формы рукопашного
боя не прижились, о них судят главным образом по кинофильмам и случайным
журнальным публикациям. В США, Франции, ФРГ, Голландии, Англии, где история
многочисленных школ боевых единоборств восточного происхождения насчитывает уже
несколько десятилетий, с информацией дело обстоит лучше. Выходят десятки книг и
журналов, раскрывающих практические аспекты тех или иных школ воинских
искусств, методические пособия, исторические обзоры. Тем не менее
трудно назвать работу европейского или американского автора, которая бы
охватывала весь спектр проблем, заключенных в понятии «воинские искусства».
Содержательны, но отнюдь не исчерпывающи книги по военно-прикладным видам
спорта, опубликованные за последние годы в Японии, Китае, Корее, Вьетнаме; они
освещают лишь частные вопросы или дают пересказ расхожих
легенд. При этом работы восточных мастеров зачастую овеяны мистическим флером,
изобилуют излишней экзотикой.
Растущий - год от года поток специальной
литературы по сути дела не проясняет главного глубинного смысла и внутреннего
содержания кэмпо как древнего искусства борьбы, как науки жизни, которая
совершенствовалась на протяжении тысячелетий, оставаясь уникальной
сокровищницей знания для народов Востока. Чтобы приблизиться к истокам кэмпо
как Учения, необходимо рассматривать его во всей совокупности исторических,
религиозно-философских, культурных и медико-биологических факторов.
Предлагаемая читателю книга — это попытка дать
комплексный анализ зародившегося в Китае «искусства борьбы» и на примере Японии
проследить развитие традиции до наших дней. Историческое понятие «воинские
искусства» (яп. бу-дзюцу, кит. у-шу, кор. тэквон-до, вьет. во-дао)
включало все области человеческой деятельности, относящейся к воине и военному
делу, в том числе рукопашный бой без оружия, а также с оружием, стрельбу и
метание различных снарядов, вольтижировку, акробатические трюки в театральных
поединках, а также принципы общевойскового боя, элементы армейской стратегии,
фортификации и т. п. Соответствующий психофизический тренинг считался
необходимой составной частью любой разновидности у-шу.
В Китае классические «главные» у-шу
обычно подразделялись на три группы: единоборство с оружием и без него;
стрельба и метание; театрализованные и спортивные выступления. В других вариантах
классификации разделялись борьба без оружия и фехтование (на копьях, мечах,
палках и т. п.) в рукопашном бою, однако чаще различия между ними не
проводилось, потому что обучение в школах воинских искусств было универсальным
и предусматривало овладение теми или иными видами оружия.
Современное «спортивное» у-шу в КНР подразделяется
на такие разделы: выполнение комплексов формальных упражнение (maо); обусловленный спарринг без оружия; свободный спарринг двух
партнеров без оружия; бой без оружия против
нескольких противников упражнения с оружием (тао) и схватки с оружием
или без оружия против вооруженных противников; лечебно-оздоровительная
гимнастика с подключением дыхательных упражнений и точечного массажа. Тем не
менее .внутри у-шу (бу-дзюцу) прочно
утвердилось понятие «рукопашного боя», борьбы против вооруженных или
невооруженных противников голыми руками или при помощи любых подручных средств
(в том числе холодного оружия) — цюань-шу или цюань-фа (в
японском варианте кэмпо).
На протяжении веков обучение солдат или крестьян в
повстанческих отрядах шло по облегченной программе классических у-шу, которая должна была привить определенную
культуру движения, навыки владения основными видами оружия, верховой езды и
т.п. Настоящие же мастера проходили многолетний курс обучения в монастырях или
закрытых школах, где опытные наставники посвящали их в тайны ци-гун —
техники управления жизненной энергией организма, абсолютным оружием древности.
Только эзотерические школы, располагавшие обширными, детально разработанными
методиками тренировок, могли дать мастеру ключ к совершенству в кэмпо — Искусстве
борьбы.
Японское слово кэмпо как родовое понятие
записывается теми же иероглифами, что и китайское цюань-фа, корейское квон-поп,
вьетнамское куэнь-фат. Прямое его значение — «Учение кулака», «Праведный
Закон кулака» или «наука рукопашного боя». В ряду этих равнозначных
наименований японский термин получил наиболее широкое распространение и в
наибольшей степени соответствует тематике данной книги. Если в Китае под цюань-фа
подразумевается чаще кулачный бой без оружия, то в Японии Понятие кэмпо
включает любые систематизированные виды борьбы, в которых допускается
использование оружия. В том же значении употребляется термин кэмпо на
Западе, хотя порой встречается и вульгаризованное его толкование как одной из
военно-прикладных школ новейшего времени.
В Европе и Америке все виды китайских воинских искусств
нередко объединяются термином кун-фу. Однако
само понятие кун-фу, проникшее на Запад
в начале XX в. и укоренившееся в послевоенный период, совершенно неадекватно тому, что
оно сейчас обозначает. Слово кун-фу,
взятое на вооружение европейцами, происходит от китайского гун-фу —
«усердные занятия», «тренировка» в любом виде физической и духовной культуры. К
воинским искусствам гун-фу прямого отношения не имело и не имеет. Это
искусственное обозначение «китайского бокса», несущее в себе целый комплекс
заведомо искаженных представлений с сильным налетом «восточной экзотики».
Именно поэтому слово кун-фу, хотя в наши
дни оно и перекочевало в новом значении из США, Англии и Франции обратно, в
Гонконг и на Тайвань, неприемлемо. Кроме того, китайское понятие кун-фу — не лучшее определение для воинских
искусств Японии, о которых идет речь в книге. Может быть, универсального
определения родственных комплексов воинских искусств вообще не существует, но кэмпо
представляется наиболее точным из всех возможных вариантов. Тем не менее,
поскольку слово кэмпо не отражает национальной специфики и своеобразия
различных ответвлений, избежать использования некоторых китайских, японских или
корейских терминов в работе оказалось также невозможным, тем более что все они
давно уже имеют хождение в странах Запада.
Какой же смысл заложен в понятии кзмпо?. Однозначно
ответить нелегко. Кэмпо — это учение, сложный комплекс духовной и
физической культуры, это многовековые традиции борьбы, находящиеся в
непрестанном развитии. Кэмпо — также и путь реализации популярной на
Востоке концепции единства мирокосма человеческой личности и макрокосма,
достижения гармонии с миром и с самим собой.
Условно можно выделить следующие источники кэмпо:
даосская философия, выдвинувшая идеи Пустоты, борьбы сил
Инь и Ян, взаимодействия Пяти первоэлементов,
Недеяния, Мягкости, Естественности, Метаморфоз;
Кэмпо в действии (по гравюре Хокусая)
йога как система психотренинга, физического и духовного
совершенствования человека в ее многочисленных разновидностях с учетом трех
основных национальных форм: индийская йога, тантрическая буддийская (китайская,
тибетская, японская) йога и даосская (китайская) йога; традиционные
теории китайско-тибетской медицины о циркуляции жизненной энергии ци, о
точках и меридианах, об их связи с внутренними органами, о развитии энергетики
организма (ци-гун); «бионика» древности, наблюдение за
повадками животных, из которого возникли так называемые звериные стили кэмпо; локальные
системы рукопашного боя и ритуальные боевые танцы
различных племен и народностей; опирающаяся на теории даосских мыслителей
военная наука древнего Китая, в которой сформулированы принципы стратегии и
тактики борьбы; Чань (Дзэн)-буддийская психотехника, позволившая добиться
поразительных результатов в концентрации и самовнушении.
Можно также обозначить составные части кэмпо, сохранившиеся
с древности до наших дней:
конфуцианские этические нормы в формировании личности; разнообразная
детально разработанная методика обучения: подготовка тела, психическая
перестройка, способы работы с пятью стихиями, с предметами и формами-образами; обширнейший
арсенал приемов борьбы во всем многообразии национальных видов, направлений,
стилей и школ.
Только такая классификация дает возможность рассматривать
кэмпо как единую систему, как культурологический феномен, как особую
область Знания, как Учение.
В Китае к середине I тысячелетия нашей эры четко
обозначилось деление эзотерических воинских искусств на две ветви: даосскую и буддийскую.
Даосская ветвь кэмпо породила многочисленные школы
так называемого мягкого, или внутреннего, направления, в которых делался упор
на развитие энергетических способностей организма, на управление биоэнергией ци,
позволяющей многократно усилить изощренные приемы рукопашного боя. Местом
зарождения «внутреннего» направления по традиции считается гора Удан в
провинции Хубэй, где некогда жил легендарный отшельник-воитель, а ныне
находится даосский монастырь. Иногда Тайцзи-цюань, Багуа-чжан, Син-и и все прочие «внутренние» школы (нэй-цзя)
объединяются понятием Удан-пай (направление Удан). «Внутреннее» направление кэмпо
практиковалось в бесчисленных даосских сектах.
Монастырские буддийские школы, ведущие происхождение от
чаньской обители Шаолинь, предпочитали так называемое «внешнее» направление кэмпо
(вай-цзя), в котором особое внимание уделялось закалке тела, развитию
скоростно-силовых качеств — словом, всего, что сейчас на Западе ассоциируется с
понятиями кун-фу и каратэ. Существовали
также промежуточные варианты, например, направление Эмэй-шань-цюань, сочетавшее основные характеристики
«мягких» и «жестких» школ.
Классификация и систематизация эзотерических школ и
стилей кэмпо — дело будущего, по трудности сопоставимое с составлением «Системы
природы» Линнея. Весьма приблизительно можно наметить такое соподчинение.
В рамках каждого из двух направлений классического кэмпо
— даосского («внутреннего») и буддийского («внешнего») существуют
исторически сложившиеся большие школы типа Таицзи-цюань или Шаолинь-сы-цюань.
Каждая такая школа насчитывает десятки, иногда сотни тысяч адептов. Внутри
большой школы действуют малые школы, связанные с личностью какого-либо
выдающегося мастера и имеющие Тенденцию к постепенному обособлению. В пределах
малой школы периодически возникают видовые и подвидовые ответвления,
порождающие новые авторские стили. Кроме того, внутри больших и малых школ подразделяются
«звериные» стили —- например пять стилей Шаолиня
(«Тигр», «Дракон», «Леопард», «Журавль» и «Змея») или двенадцать стилей школы
Багуа-чжан. Отдельные «звериные» стили также могут обособляться и выделяться в
школу типа школы Обезьяны, школы Кузнечика-богомола и т. п. Внутри такой школы
образуются разновидности:
«Прыгающая обезьяна», «Валяющаяся обезьяна» и т. п. В
некоторых малых школах подввдовое деление объясняется нарастанием степени
сложности техники, например, восемь подвидов школы «Пьяницы» — от «пьяницы с
чашечкой» до «пьяницы с бочонком».
Школы, поставленные в условия жестокой конкуренции,
обычно засекречивали технику и методику тренировок, но иногда, в виде
исключения, происходило объединение двух или даже трех школ, как это было при
создании школы трех мастеров Цай-Ли-Фо-цюань.
Уже в наши дни предпринималось немало попыток соединить
различные школы, «внешние» и «внутренние» направления, взяв отовсюду наиболее
ценное, смешивая элементы разных национальных систем кэмпо. Такая
тенденция к синтезу естественна для нашей эпохи, когда рассекречивание
школ и развитие информационной сети дает возможность активного обмена опытом.
Однако ценность подобных «синтетических» систем пока представляется
проблематичной, поскольку им явно недостает «шлифовки временем», отточенности
и филигранности классических «чистых» школ, являющих собой проверенный
поколениями Путь.
На территории Китая, например, еще в начале XX в.
насчитывалось несколько сотен школ цюань-шу, так что направления, стили
и формы рукопашного боя были представлены в невиданном изобилии. Столь же
разнообразны были и комбинированные школы рукопашного боя дзю-дзюцу, кэн-до,
иаи-дзюцу в Японии.
С древности школы в Китае и в сопредельных странах
существовали в различных ипостасях. Все школы можно условно разделить на религиозно-сектантские и светские. К первым относятся
орденского толка воинственные монастырские общины в буддийских обителях и
даосские секты, включавшие практику гун-фу военно-прикладного характера
в свои «радения». Поскольку Чань (яп. Дзэн-буддизм
внес наиболее заметный вклад в формирование философской базы воинских искусств,
в первую очередь именно чаньские монастыри не только в Китае, но также и в
Корее, Японии и Вьетнаме становились хранителями и рассадниками традиций кэмпо.
Классическим примером может служить знаменитый монастырь Шаолинь,
прославившийся как «академия у-шу» и
ставший собирательным образом: ведь помимо основного монастыря Шаолинь в Хэнани
существовали и другие монастыри того же названия по всей Поднебесной, где
обучение велось по сходной программе с небольшими модификациями. Однако в
средневековой Японии, например, носителями традиций кэмпо были не только
дзэнские монахи, но и так называемые монахи-воины (сохэй), принадлежавшие
к секте гантрического буддизма Сингон, а также жрецы некоторых синтоистских храмов,
посвященных богу войны Хатиману или каким-нибудь местным
воинственным божествам.
Светские школы были весьма разнообразны по назначению.
Часть из них обслуживала армию: императорскую гвардию в Китае, повстанческие
отряды тайпинов, самурайские дружины, клановые дружины лазутчиков ниндзя
и т. п. Кроме того, имелись частные школы: фамильные (для кровных родичей) и
платные — для избранных.
В Китае, Японии, в Корее и во Вьетнаме
понятие воинских искусств наделалось совсем иным смыслом, нежели на Западе. Не
победа над противником была конечной целью изучения кэмпо, но победа над
самим собой, преодоление собственных слабостей и недостатков. Школа кэмпо
становилась школой жизни.
Система обучения в кэмпо, как небо от земли, была
далека и от спорта, и от военно-прикладных дисциплин. Впрочем, это сравнение
обратимо, поскольку в восточной космологии человек считается порождением Неба и
Земли, а значит, сочетает в себе оба начала. Со временем классические воинские
искусства нашли применение и в спорте, и в кровавых битвах, но ни то, ни другое
не определяет их изначальной сущности. Если бы дело было только в приемах
борьбы, кэмпо скорее всего окончательно
выродилось бы после появления огнестрельного оружия, как это произошло с
рыцарскими единоборствами в Европе. Однако традиция живет.
Мастера кэмпо неизменно становились героями
народных преданий и легенд, рыцарских баллад, сказаний, романов и драм, а в
наши дни они заполонили кино и телеэкраны. Среди подобных героев можно выделить
знаменитых военачальников, предводителей народных восстаний, странствующих
рьщарей—защитников угнетенных и обездоленных, профессиональных телохранителей и
охранников купеческих караванов, вольных самураев-ронинов, мотхоъ-ямабуси, средневековых
лазутчиков-нынзя, основателей и наставников различных школ воинских искусств.
В средние века воинские искусства требовали от человека
всей жизни. Их девизом было: «Всё или ничего!» Старые мастера сравнивали кэмпо
с кипятком — стоит ослабить огонь в груди, и кипяток превратится в простую
воду. Но сами по себе занятия воинскими искусствами не обязательно должны были
превратить человека в сурового подвижника, чуждого радостям жизни. Пламя,
возникшее из внутренней энергии, не сжигало — оно дарило тепло и свет. Самопознание в процессе освоения воинских искусств обостряло и
восприимчивость человека к прекрасному, к живой природе, к искусству.
Не случайно понятия вэнь (культура) и у
(воинственность) в истории дальневосточной цивилизации не только соприкасаются
друг супругом, но и тесно переплетаются. В конфуцианском комплексе «шести
искусств» (лю-и) наряду с этикетом, музыкой, каллиграфией и математикой
значились также управление колесницей и стрельба из лука. Но в действительности
значение воинских искусств было гораздо шире. Если считать изящные искусства
одной половиной духовной жизни образованного человека, то второй половиной,
несомненно, будут для Японии, Китая, Кореи и Вьетнама искусства воинские во
всей их сложности и многоплановости. Ли Бо, великий поэт эпохи Тан, был
прекрасным фехтовальщиком, знаменитый фехтовальщик Миямото Мусаси был
прекрасным художником. Крупнейший в Японии теоретик воинских искусств, дзэнский
патриарх Такуан писал стихи и эссе. Изрядная часть трактатов и наставлений по
кулачному бою в Китае представляет собой поэмы с красочными сравнениями и
впечатляющими метафорами. В Японии на дипломах самурайских военных школ
красовались пейзажные танка... Настоящий мастер
должен был в равной степени владеть мечом и кистью, знать чайную церемонию и
искусство аранжировки цветов.
Самый заметный вклад воинские искусства Китая и Японии
внесли в развитие классического театра. Тщательно разработанные комплексы
формальных, упражнений с оружием и без оружия вошли в режиссуру пекинской
оперы, спектаклей ноо и кабуки. Японские актеры изучали технику
фехтования на мечах и копьях, чтобы овладеть пластикой настоящего бойца. В
Китае с той же целью разучивали формальные упражнения у-шу.
Многие постановки театра кабуки по обилию батальных сцен напоминали рыцарские
турниры, а турниры при дворе цинских императоров выливались в театральные
действа.
Чувство ритма, столь необходимое в воинских искусствах,
роднит их с музыкой. Человек постигает свою природу, входя в ритм бесконечных
превращений, ощущая пульсацию мироздания в собственном сердце. Да и весь
процесс изучения кэмпо, от азов до вершины, похож на занятия музыкой.
Вначале заучиваются ноты, йотом разыгрываются скучные гаммы, от них следует
переход к этюдам, потом к сложным пьесам, симфониям. Наиболее одаренные мастера
творят подобно композиторам, добиваясь нового звучания тела и духа в едином
ритме Вселенной. Не потому ли сегодня кэмпо находит многочисленных
поклонников на всех континентах, в десятках стран?
Между тем еще сравнительно недавно воинские искусства
Востока оставались вне поля зрения европейцев. Некоторые даже не догадывались
об их существовании. Появившиеся в печати упоминания о странном «китайском
боксе» и «самурайской борьбе "джиу-джитсу" не только не
прояснили положения вещей, но, наоборот, еще больше его запутывали. В конце
прошлого века в Европе сложился стереотип низкорослого и слабосильного азиата.
Образ китайца с длинной косой ассоциировался с прачечными, закусочными — с чем
угодно, только не с борьбой. Точно так же в сознании обывателя воспринимались
японцы, корейцы, вьетнамцы. Подавляя крестьянские восстания в Китае, навязывая
Японии неравноправные договоры, нещадно эксплуатируя народы Индокитая,
империалистические державы везде и всюду на Востоке проводили политику силы.
Успехи молодого империалистического хищника, Японии, в войнах против Китая и
России явились неожиданностью для всего цивилизованного мира. Впервые стали
серьезно говорить и писать о воинственном духе японцев, об их фанатической
смелости, презрении к смерти и удивительной физической подготовке. Мода на джиу-джитсу
(дзю-дзюцу) захлестнула Лондон, Париж, Берлин, Вену и Петербург. На
фотографиях и гравюрах начала века запечатлены румяные, усатые здоровяки в
халатиках, подвязанных пышным бантом,— первые энтузиасты джиу-джитсу.
Стараясь приспособить диковинные приемы к знакомой классической борьбе, они не
слишком церемонились с ритуалом, и видимо, совершенно не беспокоились о своей
душевной гармонии. Однако увлечение модным спортом скоро прошло, оставив след
лишь в новеллах Конан-Дойля, в некоторых разведцентрах европейских стран да в
секциях советского самбо. О «самурайской борьбе» снова надолго забыли и
вспомнили только после второй мировой войны, на сей раз уже в оккупированной
Японии. И тогда началась эпоха «восточного Ренессанса» на Западе. Вместе с дзэн-буддийской литературой, живописью, архитектурой
воинские искусства Востока пришли в Европу и Америку, прочно обосновались в
больших городах, вскружили головы молодым людям и озадачили стариков.
Причин успеха кэмпо в послевоенном мире можно
назвать немало. В первую очередь — это кризис моральных ценностей
технократической цивилизации Запада, побудивший молодежь искать выход из тупика
в самых неожиданных направлениях: в битниче-стве, в рок-музыке, в демонстрациях
протеста. Многие предпочли в качестве панацеи от болезни века восточную
философию, пытаясь по-своему интерпретировать индуизм, даосизм и буддизм. Одной
из самых заманчивых и увлекательных форм «восточной мудрости», имеющей также
прикладное значение, оказалось кэмпо.
Та легкость, с которой дзю-до завоевало сердца и
вошло в олимпийскую программу, говорит прежде всего о
том, что кэмпо, зародившееся на Востоке изощрённое и систематизированное
искусство борьбы, практически не знает границ и может адаптироваться в любых
условиях, отвечая интересам человека на всех континентах. Вслед за дзю-до и джиу-джитсу на Запад пришли каратэ
и кун-фу, кэн-до и тэквон-до, аики-до и вьет-во-дао.
Грандиозный по масштабам бум воинских искусств сопровождается безудержной
пропагандой «восточной морали» — действительных или мнимых этических ценностей,
лежащих в основе всего комплекса воинских искусств Востока. И вот тут
необходимо отделить зерна от плевел.
Каждый из миллионов и миллионов ревнителей традиционных
воинских искусств наверняка задает себе вопрос: зачем это нужно? В самом деле,
зачем? Одним для достижения уверенности в себе, сознания собственной силы, другим—чтобы побить рекорд, выиграть первенство,
третьим—чтобы научиться драться. И далее следует вывод: а уж если драться, то
так, как это делали самураи,— жестоко и самозабвенно, до победы. Такой подход
превалирует во многих спортивных клубах, диверсионных центрах, лагерях морской
пехоты. Но люди, усвоившие технику насилия и убийства, жаждущие опробовать ее в
деле, забывают первую заповедь кэмпо: никогда не вступать в бой без
благородной цели или если тебе не угрожает смертельная опасность. Кэмпо —
оружие разрушения, но для его основоположников оно было орудием созидания,
созидания самого человека, его тела и духа, его Формы и его Содержания.
Конечно, в наши дни воинские искусства уже не те, что
были несколько веков назад,— сохранявшиеся в неприкосновенности тысячелетиями,
в XX веке они стали рассыпаться, словно карточные домики. Жизнь берет
свое. Если когда-то-
наставник фехтования или кулачного боя мог провести всю жизнь в горах или же
день и ночь нести стражу в княжеском замке, то сейчас ни то, ни другое
невозможно. Придя из спортзала, где он только что бился на копьях в подражание
своим воинственным предкам, человек переодевается и идет в магазин. На обратном
пути он заходит в кино, чтобы посмотреть очередной боевик. Вместо сложения
стихов он читает газету, вместо созерцания луны включает телевизор.
Да, мир уже не тот... И все же чего ради люди XX века
снова и снова припадают к иссякающему ручью традиции кэмпо'! Что влечет
их из цехов и уютных кабинетов, от стадионов и теннисных кортов под сумрачные
своды до-дзё, зала Постижения Пути? Может быть, частичный ответ читатель
найдет в этой книге.