Развитие джиу-джитсу в
России
Джиу-джитсу,
одно из древнейших японских боевых искусств, история
которого насчитывает не одно столетие, по сути, является колыбелью многих наших
видов борьбы – дзюдо, айкидо, каратэ. Его нельзя прочитать, как книгу. Овладеть
своим телом и духом можно только с помощью многолетней работы. Мастер боя –
мастер жизни, говорили на Востоке.
Особенностью
этого вида единоборства является бросковая техника (в этом оно очень близко
нашему самбо, в том числе и его прикладному варианту – боевому) и силовое
воздействие на суставы человеческого тела. Ударная же техника, является также
немаловажной составляющей, служит в основном для того, чтобы, остановив
соперника, подготовить момент для броска, выведения из равновесия и проведения
болевого или удушающего приема. Отдельный раздел джиу-джитсу посвящен технике
владения предметами и холодным оружием. Это значительный пласт боевого
искусства носит название кобудо.
До
революции джиу-джитсу было распространено в тогдашних силовых ведомствах России
– долгие годы оно являлось секретным боевым оружием, которым владели офицеры
армии, полиции, контрразведки. Основоположником русского джиу-джитсу был
Василий Ощепков, сын политкаторжан, который в конце прошлого века попал в
русскую миссию в Японии. Именно там он увидел и стал постигать этот вид боевого
искусства, получи в Стране восходящего солнца 2-й дан.
Уже в самом начале XX века, в 1902-1903 годах, жандармский корпус в России раньше других
принял на вооружение японское единоборство. Русско-японская война дала
сильнейший толчок к развитию джиу-джитсу в России. Приезжавшие с той войны
рассказывали леденящие кровь истории о том, как мастерски владеют японские
солдаты смертельными приемами. При этом вспоминались страшные случаи, когда
безоружный японец одними руками убивал по нескольку русских солдат, выламывая
им суставы, ломая позвоночник, а владевший штыком – оставлял вокруг себя гору
кровавых тел.
Революция,
как ни странно, не поглотила джиу-джитсу. И уже в советской России школа японского боевого искусства была на очень высоком уровне. Стоит
вспомнить лишь один случай, когда в Москву на спартакиаду в 1926 году приехали
представители “Союза немецких рабочих”, чья школа джиу-джитсу считалась одной
из лучших в Европе. Немцы планировали победить легко и без напряжения, однако
все оказалось наоборот. Они с треском проиграли 11 поединков и лишь один смогли
свести вничью. Но к середине тридцатых годов джиу-джитсу оказалось под запретом
как “чуждое явление” для советской деятельности. А основоположник его в России
– Василий Ощепков – был репрессирован в 37-м году со стандартной формулировкой
“враг народа”.
Снова джиу-джитсу
появилось в нашей стране только в 80-х годах. Именно тогда Иосиф Линдер вернул
это древнее японское боевое искусство в СССР. Приятно,
что число его поклонников, для которых оно не просто хобби, а смысл жизни,
становится все больше.
ИСТОРИЯ ДЖИУ-ДЖИТСУ
Термин “дзю-дзюцу” (джиу-джитсу) появился в Японии
в XVI веке как общее
название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым “подручным”
оружием. Он состоит из двух слов. Слово “дзю” означает
“мягкий, гибкий, податливый, уступчивый”, а “дзюцу” переводится как “техника,
способ”. Итак, джиу-джитсу— это “мягкая, или
податливая техника”. Речь идет не об обмене нежными ласками. Приемы джиу-джитсу могут показаться какими
угодно, только не мягкими или нежными. Понятие мягкости следует понимать таким
образом, что мастер уступает натиску противника до тех пор, пока тот не
окажется в ловушке, и тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя
главный принцип джиу-джитсу: “податься, чтобы победить”, наставники прибегают к
выражениям вроде того, что “ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока
не сбросит его” и что “гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит
поверженным”. Предшественниками джиу-джитсу были различные виды боевого
самурайского единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы “ёрой
куми-учи” и “коси-но-мавари”, расцвет которых пришелся на XI—XV века. Их технический
арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и
подсечки, освобождения от захватов, работу с ножом. Удары применялись
ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить
врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия
доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это
позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих
ударов по уязвимым местам (“атэми-вадза”).Считается,
что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении (когусоку), близкую к
технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в
городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний
Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер “циньна”
(или “синь-на”), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В
1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку- дзи
школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и
монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Еситацу, Фукуно
Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы дзю-дзюцу:
Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи - рю. В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи,
даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы джиу-
джитсу возникали одна за другой. К 1650 году их насчитывалось
более 600. Наиболее крупными среди них, помимо названных выше, были Арагаки-рю,
Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Есин-рю, Мусо-рю, Реи
синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые
другие.Исо Мутаемон — одна из самых известных фигур в
истории дзю-дзюцу — родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогда
назывался Эдо) с целью найти учителя рыцарского ремесла. После многочисленных
мытарств он попал в школу, которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции
Есин-рю. Здесь он обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять
блуждал в поисках самой лучшей школы и, в конце концов, попал к Хомму Дзёэмону,
который обучал Син- но-синдо-рю. Несколько лет спустя, он решил оставить учителя и
основать собственную школу. Но вначале отправился в “мусасюгё” — путешествие по
различным додзё в храмах с целью проверить свои приемы
в борьбе с другими мастерами и усвоить науки, интересующие его. Однажды в
селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников
намереваются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика
Нисимури он легко справился с головорезами, не зная,
однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю округу. На
следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся
спаслись бегством. Победоносный результат был возможен благодаря
использованию атэми — ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих
возможность выворачивать суставы. Эта история принесла Исо большую славу. В
заключение своих путешествий Исо поселился в Эдо и основал там школу под
названием Тэнсинсинъё-рю, которая содержала 124 приема. В течение многих лет в
своей школе Исо обучил около 5000 учеников.Характерной
особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем 300 лет было то, что его
культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам
категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении
четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза — прием ученика в школу (рю).
Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных
испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь
поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение
базовой техники. Надо было изо дня в день, по много часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные
связки движений и т.п. И только в том случае, если ученик проявлял способности
выше средних и к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его
посвящал в тайны школы (их называли “окудэн” — “глубокие приемы”). Такая
система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в
некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что ученики должны привыкнуть к
терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению японцев,
является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один
прекрасный день можно будет узнать секретные приемы,
является хорошей мотивацией, но, к сожалению, сегодня большинство школ имеют
характер бизнеса и занятия в них — источник доходов для учителя, а поэтому
соблюдение вышеуказанного принципа является невозможным — слишком суровый отбор
учеников привел бы учителя к нищете.Прежнее положение
вещей начало быстро из - меняться после буржуазной революции Мейдзи 1868 года,
лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословиями. Европейцы
и американцы впервые познакомились с джиу- джитсу уже
в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли
свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном
мире джиу- джитсу получило только с 50-х годов. В
настоящее время число приверженцев джиу-джитсу достаточно велико. Это сотни
тысяч людей на всех континентах, объединенных в Международную федерацию Будо,
Всемирную федерацию дзю-дзюцу, Международный Союз Боевых Искусств, две
Международные федерации нин-дзюцу.В современном джиу-
джитсу существуют 3 направления:
1)
системы, созданные по заказу специальных групп и общественных организаций;
2)
системы, являющиеся продолжением традиций, но модернизированные с целью
приспособления к современным условиям;
3)
системы, являющиеся творением оригинальной творческой личности. Общей чертой
почти всех вышеуказанных направлений является стремление к использованию
приемов других видов боевых искусств.
Особый
интерес к джиу-джитсу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники
спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника
современного джиу-джитсу
на 55—65% состоит из приемов, которые условно можно назвать “борцовскими”
(захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35—45°%
ее объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями,
головой, коленями и стопами ног. Иными словами, джиу-джитсу — это
техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение тем более уместно
потому, что в джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы
труда и быта. В частности, “классическими” его видами считаются “явара”
(палочка длиной от 15 до 30,5 см), “дзё” (дубинка длиной примерно в один метр)
и “бо” (шест длиной в 2—2,5 метра), а также “вэй” (веревка или пояс) и “танто”
(обычный нож).Следует учитывать, что кроме задач
самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов
госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам
групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать
самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового,
травматического и смертельного воздействия, а также использование “военного”
оружия — штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти
пистолета, корпуса гранаты и т.д. Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему
играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ,
филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5—6 крупных (самая большая
— Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет
в разных странах (в США, Франции,
странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств,
которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя
фактически они представляют собой современное джиу-джитсу. Надо отметить,
что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать
в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций
рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника
джиу-джитсу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами
заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на
болевые приемы, другие — на броски через бедро или корпус, третьи — на тычковые
или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее “основной” техники,
изучают и другие способы самозащиты. Объединяет различные школы джиу-джитсу —
то, что джиу-джитсу по своей сути не может быть спортом, и то, что в нем всегда
на первом месте стоит так называемый метод “уступчивости, ложной податливости.