|
В последнее время споры вокруг боевых искусств приобретают
все более конкретный характер. Постепенно рассеивается мистический ужас перед
восточными, тайными, истинно русскими и другими необыкновенными стилями. Хотя
иногда по-прежнему тяжеловато разобраться в нагромождении разноплановой и
разнородной информации, отделить зерна от плевел. Рано или поздно перед любым
серьезно занимающимся человеком встает вопрос: что истинно, а что ложно? Что
ведет к реальному прогрессу в боевом искусстве, а что лишь фальсификация и
средство обогащения? Без вдумчивого перебора и скрупулезного анализа фактов
здесь не обойтись. Хочу поделиться некоторыми проблемами, которые встали
передо мной в процессе работы над техникой хапкидо,
а шире над боевым искусством. Вообще сразу надо оговориться: я принадлежу к
той категории людей, которые не делят рукопашный бой на западный и восточный
(хотя определенные различия, естественно, существуют), на древний (а потому
истинный) и новый (поэтому не заслуживающий внимания) а разделяют, пожалуй,
только на дилетантский и профессиональный. Под
профессионализмом здесь надо понимать элементарную добросовестность и любовь
к своему делу.
Что нужно для того, чтобы эффективно действовать в схватке? Какая-то
определенная техника и умение адаптировать ее к условиям ситуации, что, в
основном, зависит от ловкости, подвижности, реакции, т.е. от культуры
движений бойца. Этого второго слагаемого, о котором часто забывают, мы сейчас
и коснемся. Первое, с чем я столкнулся в спортзале, начав вести тренировки,
-- это простая физическая неподготовленность большинства занимающихся.
Речь идет не об объеме мышц, а об умении двигаться, о раскрепощенности
и пластике тела. Самая тяжелая ситуация у молодых ребят, попадающих в секции
каратэ и ушу. Смотришь на их не- уклюжие попытки
следовать восточным динамикам сердце кровью обливается. Неестественные ли эти
движения для западного человека в принципе или они не стали естественными
из-за плохого обучения ( либо его кратковременности)
в тему данной статьи не входит. О том, насколько тяжело учить зажатого и
закрепощенного человека новой технике, я уж не говорю. А между тем, в
реальной схватке, где не обусловлены ни место, ни стиль, ни ритм ведения боя,
именно умение находить выход из нестандартной двигательной ситуации может
иметь решающее значение, во всяком случае, не меньшее, чем хорошо
отработанная техника ударов и бросков. Где у нас сейчас преподают пластику,
гибкость, акробатику, умение двигаться в самом широком смысле этого слова?
Чаще всего занятия в группах ограничиваются задалбливанием
связок и комбинаций на все случаи жизни, длинными тао и ката, а в самом простом варианте, обыкновенной
накачкой мышц (не важно какого качества мясо, лишь бы его больше было).
Выгодно отличаются от общего уровня борцы (акробатика), боксеры (пластика и
ритм), люди, сменившие несколько стилей (различные двигательные динамики).
Как решить эту проблему? Введите на тренировках уже упоминавшиеся выше
акробатику, пластику, подвижные игры (как в парах, так и массовые), различные
прыжки, и через несколько месяцев
зажатого и закрепощенного новичка будет не узнать. На более профессиональном
уровне хочется напомнить, что боевое искусство это лишь небольшая часть
искусства движения вообще. Посмотрите непредвзятым взглядом на любой
спортзал. В основном инструкторы выделяются среди учеников только накатанностью приемов. Но плоскость мастерства находится
на другом уровне. Мастер характеризуется не тем, насколько хорошо он делает
свою технику, а тем, как делает движения вообще, в том числе чужие,
незнакомые для него. Вот здесь требуется действительно ловкость и
раскованность тела. К сожалению, большинство людей застревает на одной и той
же двигательной базе на всю жизнь. Впрочем, каждому свое.
С умением адаптироваться к непредвиденным ситуациям мы немного разобрались.
Теперь перейдем к технике. С ней свои сложности. Уже ясно, что та техника,
которую предлагают большинство стилей каратэ и ушу, боевой не является. Ныне
пошла мода на боевые школы, предлагающие широкий выбор приемов для любой
критической ситуации. Броски с болевыми ключами и заломами, приемы против
суставов, удары в горло и в пах, по глазам и по точкам, броски на голову, на
колено атакующего, сворачивание шеи и т.д. и т.п. И восхищенные адепты разевают рты: Вот это да! Я-то всю жизнь только в челюсть
да в солнышко, а тут... Все хорошо, но из виду упускается одно
обстоятельство: в критической ситуации нагрузка на психику нарастает
лавинообразно, думать там некогда. Так же лавиной сметаются все верхние этажи
сознания, которые знают о технике. Остается голый навык, отточенный на
тренировке до автоматизма. Как отработать на тренировке до автоматизма рычаг
локтя, но в реальном режиме, т.е. с переломом? А бросок на голову? Или удар в
глаза, пах, горло? Если удар обозначать, получается бесконтактный стиль под
другой вывеской, а если доводить? Можно ли провести боевой прием на полной
скорости и с полным вложением, не покалечив при том партнера? Кстати, в этой
же плоскости лежит ответ на вопрос: в чем эффективность традиционного бокса?
Для опытных рукопашников
не секрет, что далеко не каждый черный пояс Кскусинкай,
не говоря уже о Сстокан, Вадо-рю
или Сито-рю, рискнет выйти против разрядника по
боксу. Тот хоть и знает всего три удара снизу, сбоку и прямой (не хочу
обижать боксеров, в их технике своих тонкостей хватает) зато бьет в полный
контакт, с правильной дистанции, с реальной скоростью. То же самое и с дзю-до. Броски там подобраны
наименее травматичные, но именно это позволяет
отработать их до автоматизма. А в итоге мы удивляемся, когда
адепт прославленного Шао-линь-цюань отправляется в
нокаут от апперкота, а мастер дзю-дзюцу падает от
обыкновенной мельницы. Увы, многолетняя наработка простых движений
часто оказывается эффективнее секретных техник.
Что может приблизить схватку к реальности? Первое, что приходит в голову это
боксерские перчатки. Однако автор не является апологетом бокса, хотя очень
уважает его. Слишком сильно перчатки изменяют фактуру человеческой руки,
выводя из работы кисть и пальцы. Захваты, естественно, исключаются.
Пространство боя, заполненное четырьмя кожаными шарами, гораздо теснее
реального. Перчатки с открытыми пальцами уже ближе к правде жизни, хотя тоже
не совсем то, что нужно. Перчатки не решают, к тому же, проблему с приемами
на суставы и сухожилия, т.к. не предохраняют от болевых замков и заломов. Во
вторую очередь, значительно огрубляется ударная техника. К
примеру, грамотный рукопашник знает, что при ударе
в лоб по линии волос кулак столкновения не выдерживает (сомневающихся отсылаю
к классике: Джек Лондон "Кусок мяса").
Хороший шлем достать не проблема, но удар в скулу - это одно, а в нос - это
другое, т.е. шлем исключает в тренировочной работе такие тонкости, которые
часто оказываются решающими. Тело тоже неоднородно: солнечное сплетение или печень
пробить легко, а вот пресс гораздо труднее. Нагрудник не дает почувствовать
внутреннюю структуру тела. Другими словами, вместо живого человека из плоти и
крови перед вами возникает движущийся мешок для отработки ударов. У работающего в протекторах притупляется чувство опасности.
Это показал опыт многих соревнований, когда борец принимал встречные удары в
момент атаки на нагрудник или шлем и бросал хорошего ударника. В реальной же
ситуации нарваться на поставленный удар, да еще на встречном движении, -- это почти конец. И еще в протекторах снижается
свобода движений, за исключением тех случаев, когда бойца обучали двигаться словно ходячий манекен: колода вместо корпуса и
руки-ноги на шарнирах. Тело неправильно реагирует на пропущенный удар,
отлететь от удара еще можно, а вот загнуться уже не получится. Одним словом,
реальному бою протекторы дают немногое, хотя на определенном этапе, работа в
них может существенно помочь процессу обучения (всему есть свое место и
время, если правильно выбрать то и другое).
Можно, конечно, сделать антропоморфный манекен, но вот беда, двигаться он не
может. Ультрасовременные западные изобретения
большинству занимающихся не по карману. Да и вряд ли манекен даже с самой
сложной программой сравнится с живым человеком по непредсказуемости действий.
Попытка приблизиться к реальности была сделана в стилях каратэ Кекусинкай и Асихара. Защитных
приспособлений нет, контакт полный, однако запрещен самый опасный удар -
рукой в лицо! В результате рисунок боя этих стилей выглядит, на мой взгляд,
неестественно. Еще один вариант: подготовить из десяти учеников одного бойца,
а остальные девять пусть залечивают ушибы, растяжения и переломы, но... где
найти девять таких энтузиастов? Говорят, что выход был найден в
спецподразделениях - работа на "куклах". Но, я, как и большинство занимающихся боевым искусством, к подобным структурам не
имею никакого отношения. К упомянутым техническим моментам нужно добавить
психологический аспект. На практике именно он чаще всего оказывается ведущим.
Поэтому по сравнению с теми, кто "точит" технику в залах, в
выигрышной ситуации оказываются уличники, которые
сложными техниками головы себе не загружают. Зато они психологически
чувствуют себя в реальной схватке как рыба в воде. Слово
"реальность" для них - не трудно достижимая абстракция, а
конкретная ситуация, в которой пощады ждать не приходится. При работе же в
зале я на уровне подсознания знаю, что через полчаса буду сидеть в раздевалке
и дружески беседовать с недавним "противником", вне зависимости от
исхода поединка.
Какой вывод напрашивается из вышесказанного? Создать реальную ситуацию в
спортзале практически невозможно. Вот рекламировать "единственный и
неповторимый боевой стиль" гораздо легче. Когда еще там доверчивые на
собственной шкуре убедятся.. А пока лишь бы деньги
платили. Чтобы достичь реального прогресса в боевом искусстве, нужно, в
первую очередь, не спешить и осознать, что это путь мастерства, ПУТЬ по
большому счету, дорога на года
и десятилетия регулярных тренировок, поисков и размышлений, отрешенности и
сосредоточенности. За это время тело постепенно привыкает "держать"
удары, разрушительные для неподготовленного новичка. Просыпается своеобразное
интуитивное чувство опасности, позволяющее не подставлять голову под руки и
ноги противника. Одновременно идет накопление по крупицам реального боевого
опыта. Например, что такое удар в горло? Это когда 10 минут стоишь над
умывальником и не можешь остановить хлещущую слюну. А удар в затылок? Вот уж
в прямом смысле "небо в алмазах", и перед глазами вспыхивают
радужные круги. А удушение? А перебитая мышца или попадание по локтевому
нерву, когда не мурашки по кисти, а по ковру катаешься, забыв мгновенно о
всяком там поединке. Мрачная картина?
Бой есть бой. Но для этого тоже нужно время, хотя бы для того, чтобы
восстанавливаться после очередных "крупиц" и готовиться к новым. В плане психологической подготовки очень многое
дает посещение чужих спортзалов. Там ты хоть и не враг, но и не совсем друг.
Кто знает, чего от тебя ждать? Лучше уж сразу самим придавить всей
атмосферой. Ведь бой - это, в первую очередь, столкновение характеров, и
тому, кто не был в подобной ситуации, тяжело представить, что такое
столкновение с общей недоброжелательностью целого зала. Недаром было сказано:
дома и стены помогают. Здесь как раз обратное. В
заключение можно сказать, что формирование реального мастера - это
многолетний путь балансирования на грани между боевым балетом и откровенной
дракой. Путь долгий, и идти по нему действительно дано
немногим. Для этого нужно очень любить свое дело, любить не за крутость или
деньги, которые на нем зарабатываешь... Впрочем, основная черта любви именно
в том, что логически она необъяснима.
(Автор - Дмитрий Медведев :::
источник - cclib.nsu.ru/projects/satbi/ :::
|