Религиозные учения нового времени
Путь воина. Карлос Кастанеда
(М. Солнце, Д. Михайлович)

Лос-Анджелес. Зал в Калифорнийском университете. Улыбающийся мужчина маленького роста, совершенно непохожий на мага или духовного учителя, выходит на сцену. Все 800 человек, присутствующие в зале, встают и аплодируют, приветствуя его... Так начался один из семинаров, которые КК проводил в 1996 году.

Хотя этому Человеку около 70, стариком его не назовешь. Энергичные движения, юмор, яркая речь. Фотографировать себя Кастанеда запрещает. Он полагает, что это может только помешать тем участникам семинара, кто готов воспринять его учение.

КК познакомился со своим будущим учителем - мексиканским индейцем Хуаном Матусом - как будто случайно. Будучи студентом-антропологом Калифорнийского университета, Кастанеда собирал материалы о традициях использования лекарственных растений индейцами Северной Мексики. Однако встреча с доном Хуаном изменила всю его дальнейшую жизнь. Еще не до конца осознавая это, Карлос оказался учеником мага, а по истечении двух десятилетий сам стал магом.

В начале 60-х гг. Кастанеда выпустил книгу "Учение дона Хуана. Путь знания индейцев племени яки", в которой он подробно рассказал о своем ученичестве. В последующие три десятилетия вышли еще 8 книг Карлоса Кастанеды, а также книги женщин-магов, учениц дона Хуана.

От книги к книге отдельные сведения о мире магов и их учении углубляются и, как мозаика, складываются в целостную картину. Меняется и сам автор. От самоуверенного студента, не желающего признавать то, что выходит за рамки объяснимого (каким он предстает в первой книге), Карлос проходит путь до лидера группы магов, способного передавать свои знания другим.

ИЗ КНИГИ Карлоса Кастанеды "СИЛА БЕЗМОЛВИЯ"

«...Женщина не отвечала. И нагваль вынужден был сказать ей то, что каждый нагваль говорит своим будущим ученикам во все времена: маги говорят о магии как о волшебной таинственной птице, которая на мгновение останавливает свой полет, чтобы дать человеку надежду и цель; что маги живут под крылом этой птицы, которую они называют птицей мудрости, птицей свободы; что они питают ее своей преданностью и безупречностью. Он рассказал ей, что маги знают: полет птицы свободы - это всегда прямая линия, у нее нет возможности сделать круг, нет возможности поворачивать назад и возвращаться; и что птица свободы может сделать только две вещи: взять магов с собой или оставить их позади

 

Дон Хуан называет свое учение магией, хотя сам отмечает, что это неточное название. Себя он именует "видящим", "человеком знания", "воином абсолютной свободы". Согласно его учению, то, как абсолютное большинство видит мир, - это далеко не единственный способ его видению. Человек воспринимает окружающий его мир как совокупность твердых физических тел потому, что его с детства учат интерпретировать свое восприятие мира подобным образом. Маги-"видящие" (в том числе и сам дон Хуан) видят мир как Потоки энергии, вселенная состоит из энергетических светящихся волокон, "протянувшихся во всех мыслимых и немыслимых направлениях из бесконечности в бесконечность". Человеческие существа с энергетической точки зрения представляют собой "светящиеся яйца", "коконы", через которые проходят энергетические волокна вселенной. Центральное понятие учения магов - точка сборки. Это яркое пятно на задней поверхности кокона, оно находится на расстоянии вытянутой руки сзади от физического тела человека. Это пятно может перемещаться по поверхности, внутрь кокона или наружу, изменяя его форму. Маги полагают, что точка сборки отвечает за восприятие мира: человек воспринимает только те энергетические волокна, которые проходят через точку сборки.

С точки зрения магов, вселенная не ограничивается нашей реальностью, привычным для нас миром. Она состоит из бесконечного количества миров. Расположение миров во вселенной дон Хуан иногда сравнивал со слоями луковицы. Когда точка сборки перемещается, человек воспринимает уже другие волокна, которые обычно ему недоступны, таким образом человек "собирает другие миры".

Согласно учению магов, человеческое существо, рождаясь, получает от безликой могущественной силы, которую маги называют Орлом, "аванс" - сознание. В течение жизни человек развивает это осознание, обогащает его своим опытом. Когда человек умирает, Орел забирает себе его сознание вместе с накопленным опытом, впечатлениями, переживаниями. Однако есть способ избежать этого и сохранить свое сознание после смерти физического тела. Чтобы избежать поглощения своего сознания Орлом, человек становится на путь воина.

Лишь кардинально изменив все свое существо, можно добиться этого. Следует помнить, что у человека совсем немного времени и энергии, что смерть может настичь его ежедневно и ежечасно. Вся жизнь воина подчинена главной цели, поэтому его энергия должна расходоваться оптимально. Воин переоценивает свои жизненные занятия и отсекает все лишнее, строго отбирает то, на что он будет тратить время и энергию. Оставляя для себя лишь самое главное, воин делает это безупречно. Жизнь воина есть сосредоточение и уход от повседневной суеты, от бесцельного существования. Воин не мучает себя сомнениями, не сетует на судьбу, не разменивается на мелочи, ни в чем не дает себе поблажки. Он - хозяин своей судьбы. Безупречность и внутренняя дисциплина - вот качества, необходимые воину на его пути. Им движет несгибаемое намерение достичь абсолютной свободы.

Становясь на этот путь, воин последовательно овладевает магическими искусствами и техниками. Магические искусства намерения, сталкинга и сновидения состоят в умении перемещать свою точку сборки и удерживать ее в новом положении. Практикуя сталкинг, воин сознательно выходит за рамки характерного для него образа, привычных форм поведения, и пребывает за их пределами. Используя магическое искусство сновидения, воин развивает способность управлять своим сном. Находясь в сновидении, маг может общаться с существами из других миров или перемещаться в эти миры. Практикуя намерение, воин устанавливает связь с высшей безликой и всемогущей вселенской силой и сдвигает точку сборки волевым усилием.

Наиболее серьезные помехи на пути воина - это внутренний диалог и чувство собственной важности. Внутренний диалог происходит изо дня в день, из года в год в голове человека. Воину следует постепенно прекратить его и достичь внутренней тишины.

Внимание обычного человека в значительной степени занято собственной персоной, личной историей, отношением к себе со стороны окружающих. Чувство собственной важности не дает воину развиваться, ограничивает его, забирает энергию. Поэтому человек, ставший на путь воина, избавляется от него. Воин осуществляет полный перепросмотр своей жизни. Он составляет список всех людей, с которыми встречался когда-либо в жизни. Вспоминая и переживая заново все ситуации, связанные с каждым из них, воин делает особые дыхательные движения, возвращая свою энергию, истраченную в общении с другими людьми, и отдавая чужую энергию, полученную им. В то же время воин копирует собственный опыт и отсылает его Орлу. В момент смерти Орлу, уже получившему опыт воина, не нужно будет поглощать его сознание.

Еще в древние времена маги использовали технику магических движений, дающих энергию. Раньше они подбирались индивидуально для каждого воина, и только в
XX столетии были разработаны универсальные (подходящие для каждого человека) движения - "тенсегрити". Дон Хуан объяснял, что понимание и видение зависят только от уровня энергии человека. "Как ты можешь понять объяснение, если у тебя нет энергии подняться с постели?" - говорил он Кастанеде. Тенсегрити дают жизненную энергию и помогают овладению магическими практиками.

"Учение дона Хуана", изложенное Кастанедой, - древняя магическая традиция, восходящая к индейцам-толтекам. За тысячелетия сложился строгий порядок смены "поколений" в "магической семье". Лидером, главой в каждом поколении магов всегда был нагваль, то есть человек, имеющий энергетическую структуру особой конфигурации и обладающий за счет этого дополнительным количеством энергии по сравнению с любым другим человеком. Нагваль собирал "магическую партию" (группу), состоящую из 16 магов (мужчин и женщин), каждый из них выполнял в группе особую функцию, соответствующую его природным предрасположенностям. Каждый член группы владел всеми практиками, но особо развивал одно из магических искусств. Последнее, что делала группа магов на своем пути - пролетала мимо Орла, заканчивая свое пребывание в своем мире. До этого нагваль искал ученика, способного стать новым нагвалем, обучал его и помогал собрать новую
"магическую партию".

Из книги Карлоса Кастанеды "ИСКУССТВО СНОВИДЕНИЯ"

«Дон Хуан сказал, что маги прошлого, открывшие перепросмотр, рассматривали дыхание как магическое, жизненно важное действие и использовали его соответственно этому - как магическое средство. Выдох используется для выброса отрицательной энергии, оставшейся в них как результат события, перепросмотр которого осуществляется, а вдох - для возврата энергии, которую они потеряли в ходе взаимодействия. Вследствие своего академического образования я рассматривал перепросмотр как процесс анализа моей жизни. Дон Хуан настаивал, что это нечто большее, чем интеллектуальный психоанализ. Он определил перепросмотр как уловку, используемую магом для вызова пусть незначительного, но зато постоянного сдвига точки сборки. Он сказал, что точка сборки под влиянием просмотра прошлых событий и переживаний движется туда-сюда между ее теперешним положением и положением, которое она занимала тогда, когда имел место интегрируемый опыт

 

Маг следует указаниям Силы, когда он принимает решение, набирает воинов в свою магическую группу и обучает их. Именно Сила отмечает будущего воина и приводит его к нагвалю. Так продолжалось в течение 27 поколений. Предпоследний нагваль в традиции - дон Хуан Матус, а последний - сам Карлос Кастанеда. Считается, что дон Хуан как "видящий" допустил ошибку, воспринимая энергетическую структуру К. Неустойчивость энергетики Карлоса Кастанеды как нагваля не позволяет ему иметь учеников и собрать традиционную "партию" магов-"видящих" (в группе Кастанеды меньшее количество воинов). Однако Сила не делает ошибок...

Последние несколько лет Кастанеда и женщины-воины его "магической партии" - Кэрол Тиггс, Тайша Абеляр, Флоринда Доннер-Грау, Норик Александер издают книги, читают лекции и проводят семинары, для участия в которых приезжают люди из многих стран мира. Они передают свои знания, обучают магическим практикам. Кастанеда полагает, что слушатель семинара получает возможность встать на путь воина и достичь абсолютной свободы.