Один на один
Иосиф ЛИНДЕР
НА ПУТИ К «БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ»
Известность пришла к Иосифу Линдеру давно. В середине
80–х, когда преподавание боевых искусств Востока считалось у нас криминалом, и
многие советские сенсеи получили тюремные сроки, он вполне официально сумел
основать Федерацию джиу–джитсу СССР. И стал ее председателем. Вскоре Линдер
получил пост Европейского директора Международного окинавского союза боевых
искусств. Затем аттестовался в США, получив невероятно высокую для этой
дисциплины квалификацию - 8–й дан.
Еще в начале 80–х он начал выезжать на зарубежные
семинары по каратэ, джиу–джитсу и дзюдо. О чем в те годы подавляющее
большинство фанатов боевых искусств могли только мечтать. В то же время, у нас
найдется немало специалистов, готовых поставить авторитет Линдера под сомнение
из–за того, что в юности, занимаясь дзюдо в секции московского «Динамо», он
сумел достичь лишь уровня кандидата в мастера. Ну, может, это из зависти...
Нынче мастер джиу–джитсу, можно сказать, сменил
направление. Продолжая время от времени проводить семинары по боевым
единоборствам, Линдер является президентом Международной контртеррористической
тренинговой Ассоциации, штаб–квартира которой
находится в Германии. Об этой своей работе Иосиф Борисович не любит особенно
распространяться. Даже в начале беседы почему–то заменил кассету в диктофоне. А
его кассета оказалась такой «хитрой», что, прослушав ее, ничего не разобрал.
Но меня больше интересовал не антитеррор, а джиу–джитсу. Об
основах древнейшего боевого искусства и пойдет речь в
статье уважаемого автора, который, к слову, носит еще и титул «белой обезьяны».
Это почетное звание присваивается в Японии европейцам, отличившимся особым
образом на стезе боевых искусств.
Константин ТИНОВИЦКИЙ,
заслуженный тренер
России
Далласский университет... Доктор Сахарноски вышел перед
строем мастеров и учеников, прибывших на семинар, и на мгновение замер. Звучит
команда «Рей» - все приветствуют Соке ритуальным поклоном. Тренировка
начинается. Мне многое довелось повидать в центрах, институтах и академиях
джиу–джитсу в различных странах, но то, что я увидел здесь, впечатляло.
Джиу–джитсу - это древнее комбинированное искусство
воинского Пути, которое при распространении на Западе, особенно в Европе и
Америке, в большинстве своем, стало терять первозданную психологическую
насыщенность, адаптируясь к западной психологии, выхолащиваясь. В конце концов,
это привело к упрощению преподавания древнего самобытного искусства до набора
нескольких десятков стандартных приемов и положений. Во многих федерациях исчез
свободный поединок, что дискредитирует саму идею преподавания техники без
возможности ее освоения в условиях контактного поединка. Пусть даже ограниченного рамками разумной предосторожности.
Из своих 52–х Сахарноски лет более сорока отдал изучению
боевых искусств Окинавы, более четверти века он занимался под руководством
фамильных мастеров, продолжающих традицию своих родов на протяжении шести-семи
столетий. В прошлом сам профессиональный мастер–боец, доктор Сахарноски, став
наставником, взял систему окинавских учителей и обобщил методику преподавания и
методические приемы. Это позволяет его ученикам - последователям западной
цивилизации - проникнуться духом традиционного восточного искусства.
В строю - ученики Соке, от новичков с белым поясом, до международных инструкторов, имеющих 5-6 даны. На семинарах
Соке все работают вместе, и опытные мастера встают в пары с младшими учениками,
помогая им в освоении искусства.
Разминка завершена. Повторены основные элементы базовой
техники, я с трудом вхожу в ритм тренировочных нагрузок - сказываются
сорокаградусная жара и девятичасовая разница во
времени. Но сдаваться нельзя, ведь каждая тренировка - это стадия моего
экзамена, который будет продолжаться столько, сколько того потребует
необходимость. Завершается второй час тренировки, и наступает мой черед.
Постоянно меняются мои партнеры, и, по желанию Соке, я демонстрирую
определенный раздел, показывая все доступные для меня технические варианты. На
каждой тренировке я сдаю несколько разделов, радуясь, когда все проходит
гладко, и досадуя на себя за допущенные срывы, после которых весь раздел надо
повторять вновь, доказывая, что допущенная ошибка - случайность, а не плохое
владение техникой...
Технический арсенал джиу–джитсу очень многообразен и
имеет пять основных разделов:
1. Классические школы и стили используют приемы борьбы голыми
руками против одного или нескольких невооруженных или вооруженных соперников.
Они очень близки нашему традиционному самбо. Имеется в виду не спортивная
интерпретация, в которой этот вид широко известен, а полный вариант, то есть с
применением приемов и прикладного раздела самбо. Здесь используются
разнообразные варианты блокировки, удержания, фиксации соперника, принуждения
его сдаться. Или выведения соперника из борьбы с помощью болевых, удушающих
приемов, ударов и нажимов в разные места тела, особенно чувствительные к
внешним воздействиям, сбивание соперника различными бросками. Причем, при
применении болевых фиксаций, в современном варианте практикуется воздействие на
все суставы (в учебных условиях запрещено воздействовать на позвоночник,
выгибать его против нормального физиологического движения), для которых
практикуется гимнастика «тань–джитсу».
Тань–джитсу - специальная
гимнастика для развития и укрепления суставов рук и ног. Остановимся лишь на
нескольких базовых, но очень важных упражнениях, помогающих укрепить
лучезапястный и частично локтевой суставы. Выполняются с обеих сторон.
Упр.1. Один из занимающихся встает на колено, локоть
левой руки расположен на колене левой ноги. Второй занимающийся медленно
сгибает кисть партнера в лучезапястном суставе, несколько выводя ее наружу до
появления болевого ощущения, а затем медленно возвращает кисть в исходное
положение.
Упр.2. Один из партнеров проворачивает руку, выкручивая
ее ладонью вверх, а второй, продолжая движение, старается еще больше вывернуть
кисть, приближая ее к лицу первого партнера. Выполняется до появления болевого
ощущения.
Упр.3. Занимающийся медленно сдавливает локоть и кисть
своего партнера до появления болевого ощущения.
Упр.4. Занимающийся фиксирует кисть левой руки товарища
левой рукой, разворачивая кисть партнера внутрь. Одновременно правой рукой
занимающийся надавливает на локоть левой руки партнера, выводя его вниз-наружу
до появления болевого ощущения.
2. Техника Иай - это базовая
техника с традиционным мечом - катаной (применяются большой и малый варианты
меча). Издревле воины использовали холодное оружие, считавшееся священным,
передававшееся из поколения в поколение и «хранившее секреты предков». Считалось,
что, переходя из рук отца в руки сына, меч передает фамильное мастерство от
одного поколения другому. Подобная традиция характерна для всех народов и
отличается лишь формой самого меча и техникой его применения в бою.
Технический арсенал Иай очень богат различными приемами,
помогающими не только освоить технику владения холодным оружием. Он включает
также базовые, единые для всех видов джиу–джитсу элементы постановки тела,
передвижения, финтов и уловок при совместных перемещениях соперников. Кроме
того, работа с оружием всегда требует особого сосредоточения. В тренировочных
условиях применяются деревянные мечи (катана–бо–кен), позволяющие отрабатывать
парные ката, имитируя традиционные формы ведения поединка. В экзаменационных
условиях или в торжественных случаях применяется настоящее оружие, искусство
владения которым демонстрируется на поставленных вертикально тонких стволах
деревьев или на мокрых снопах рисовой соломы. Причем, лучшие мастера могут
разрубить тонкий ствол наискось так искусно, что нижняя половина остается
стоять вертикально. При разрубании снопов рисовой соломы искусство владения
катаной демонстрируется на снопе, положенном на тело ассистента, и смертельное
оружие, разрубив сноп, не оцарапает даже кожу на теле помощника. В большинстве
же случаев, боевой меч применяется для демонстрации традиционных ката в
джиу–джитсу, иллюстрирующих умение владеть оружием, работать собранно, четко, с
полным сосредоточением.
До сего времени применяются около 2-3 десятков базовых
движений, позволяющих атаковать и защищаться, причем каждое движение, в
зависимости от ситуации, используется и как атакующее, и как блокирующее. Еще
одной важной особенностью Иай является специальный ритуал обращения с оружием,
выработанный многими сотнями поколений и оставшийся практически неизменным до
настоящего времени. По тому, как человек проделывает ритуал, можно судить о его
умении обращаться с боевым оружием. В разделе Иай помимо классической катаны
используются и другие виды холодного оружия - нож, саи, нагината и другие.
3. Техника бо–джитсу - применение деревянных палок
различной длины для борьбы против невооруженного или вооруженного соперника. Более
всего распространены четыре основных вида: бо - шест, длиной около 180 см; дзё
- в различных школах длина шеста колеблется от 70 до 100 см; танто - длина
палки от 25 до 50 см; явара - длина колеблется в среднем от 10 до 15 см. Разные
школы или фамильные стили имеют строго определенную длину того или иного вида
деревянного оружия, порой меняется даже само название - тот или иной вид носит
имя, которым именуется весь раздел техники.
Техника бо–джитсу также является базовой для
традиционного и современного джиу–джитсу. Без освоения этого раздела не
обходится ни один серьезный экзамен на ученические или, тем более, на
мастерские степени в джиу–джитсу. Кроме того, техника владения основными видами
холодного или деревянного оружия выделена в отдельную дисциплину - кобудо - с
соответствующими подразделами, в зависимости от приоритета того или иного
оружия.
Деревянное оружие применяется для блокировки атак
соперника, нанесения ответных колющих или рубящих ударов, болевой фиксации
конечностей соперника и удушающих приемов, короткие виды - танто и, особенно,
явара - используются для воздействия на болевые точки на теле соперника. Явара,
имеющая множество форм, применяется также как учебное приспособление для
совершенствования техники работы пальцев и их укрепления, что немаловажно в
джиу–джитсу.
Сразу замечу, что такие предметы, как нунчаку или тонфа
также применяются в джиу–джитсу, но далеко не все школы пользуются этими видами
оружия, более характерными сейчас для каратэ–до, тхэквондо, вьетводао и других,
где преобладает ударная техника.
4. Техника ходжю–джицу (вее–джицу) - применение разнообразных
веревочных приспособлений для блокировки атак соперника и для фиксации его рук,
ног, шеи с целью нейтрализации действий. На тренировках чаще всего применяются
пояса для подвязывания кимоно, так как они имеют достаточную толщину и более
безопасны в работе, чем специальные шнуры, которые использовали мастера
джиу–джитсу в прошлом. Разнообразный арсенал петлевых завязок на руки, ноги,
шею соперника позволяет заметно расширить технические возможности мастеров
жиу–джитсу, помогает лучше прочувствовать динамику техники, более глубоко
проникнуть в суть каждого приема.
Некоторые школы специализируются только на применении
веревочных видов оружия, используя их в борьбе с соперниками, вооруженными
холодным или деревянным оружием.
5. Техника стю–джитсу - интересная и экзотичная
техника заломов и болевых фиксаций пальцев рук и ног. В современных условиях
прикладное значение сохранил лишь раздел болевых фиксаций пальцев рук, ибо
ношение закрытой обуви сделало раздел болевой фиксации пальцев ног скорее
традиционным, показательным и возможным только при работе в зале.
Но искусство переплетения пальцев рук в болевые узлы,
когда проводящий прием удерживает своего соперника минимальным усилием за счет
болевой фиксации сразу нескольких мелких суставов кисти, сохранилось и даже
заметно пополнило свои возможности. Этому способствует специальная работа с
яварой, помогающая развитию пальцев, а также упражнения с металлическими
шариками разного диаметра или теннисным мячом, позволяющим создать максимальное
усилие на крайних фалангах пальцев, что особенно важно для выработки цепкости и
силы.
В отличие от теннисного мяча, эспандеры создают
максимальное усилие на вторых фалангах пальцев, исключая из работы крайние.
Во всем многообразии технического арсенала каждая школа отдает
предпочтение своим излюбленным разделам техники, культивируя их и доводя до
высочайшего совершенства, оттачивая каждое движение и внося новые технические
элементы, делая этот раздел приоритетным. Приверженцы традиционного искусства
джиу–джитсу практически ничего не меняют в своих показательных программах,
делая основной упор на парные и одиночные ката. А вот сторонники современного
стиля джиу–джитсу, или те, кто культивируют и современное, и традиционное
искусства, вносят очень много личностного в практику стиля. Каждая страна, а
зачастую и каждый клуб, имеют свои отличительные характеристики. Спектр широк:
от медленных театрализованных парных ката, выполняемых в положении стоя на
коленях, до профессиональных поединков по правилам «олстайлз», напоминающих
широко распространенный фулконтакт, только с болевыми, удушающими приемами,
бросками и другими элементами джиу–джитсу. В этом широком ряду каждый может
выбрать свое место, исходя из индивидуальных особенностей, но базовая техника и
основные принципы остаются неизменными.
При отработке базовых элементов от занимающихся требуется
обязательная работа на полусогнутых ногах в базовой стойке сико–дати. Все виды
таи–сабаки - (искусства передвижения) также практикуются на полусогнутой
опорной ноге, что помогает постепенно укрепить мышцы ног и способствует
выработке хорошего баланса, являющегося неотъемлемым элементом техники.
При отработке бросковой техники, помимо классических
бросков, применяемых в спортивном дзюдо, используются и броски,
распространенные только в джиу–джитсу и выполняемые на жестком полу
(разумеется, с предварительной специальной подготовкой). Потеря устойчивости
или падение бросающего во время выполнения броска крайне нежелательны в
джиу–джитсу, в отличие от установок спортивного дзюдо. Любое падение должно тут
же переводиться в кувырок с выходом в защитно–атакующую стойку.
Освоение ударной техники ведется постепенно, начиная с
изучения базовых ударных и блокирующих движений, чаще всего, в форсированном
режиме, что позволяет больше нагрузить мышечные группы. В промежутках между
форсированными сериями та же техника отрабатывается медленно, с проработкой
каждого элемента движения. При работе в паре рекомендуется все ударные движения
проводить в контакте, что приучает обоих партнеров постоянно быть в состоянии
готовности.
Во время медленной работы движения мышц синхронизируются
с дыхательными упражнениями и равновесно-координативными комплексами различной
степени сложности.
Все болевые приемы отрабатываются и проводятся
обязательно до сигнала о сдаче - двукратное похлопывание по
татами или телу партнера. Исключение составляет
отработка и изучение болевых приемов у детей, когда действия проводятся до
положения правильной фиксации руки или ноги партнера - это помогает
осуществлять профилактику травм у юных спортсменов.
Необходимо всегда помнить, что плохое освоение базовой
техники рано или поздно скажется на человеке, который в угоду сиюминутному
«большому скачку» пренебрег опытом многих поколений мастеров и попытался сразу как бы прорваться на более высокий уровень. В то время
как превосходно ограненный алмаз, превращаясь в брильянт, привлекает внимание
отточенностью граней и игрой света.