Путь воина |
|
||
|
Где боги живут? "Нет
в мире большего одиночества, чем одиночество воина. Его можно сравнить только
с одиночеством тигра в джунглях," - такую характеристику состояния воина
дал один из средневековых авторов кодекса "Буси До" - своеобразного "священного писания"
японских самураев. Термин До или Дао, т.е. Путь, означает не только процесс,
практику чего-либо в прикладном применении, но связан с религиозным и
философским принципом, лежащим в основе двух крупных учений Юго-Восточной
Азии - буддизма и даосизма. "Дао"- это универсальный и всеобщий
закон бытия: "Все в мире находится в пути, в движении, в
изменении..." Буддизм и
даосизм послужили идейно-психологической базой для возникновения в Древнем
Китае (а позднее - Вьетнаме, Корее, Японии и других странах этого региона)
школ воинских искусств. С
буддизмом, а точнее с чань-буддизмом связано "шаолиньское направление", сформировавшееся в
монастыре Шаолинь провинции Хэнань. Динамический
вариант даосской практики "Нэй
гун" лег в основу "уданского
направления", сформировавшегося в горах Удан-шань,
- излюбленном месте даосских отшельников. Для
воинских школ обоих направлений понятие "пути", т.е. практики
постижения себя и окружающего мира, являлось стержневым. Школа воинских
искусств не только обучала приемам боя с оружием или без, но была школой
жизни, попадая в которую, человек получал шанс развить свою сущность,
переродиться физически, психически и духовно. Такое
перерождение было возможно лишь при соблюдении ряда условий. Человек должен
был стать учеником школы добровольно, помнить, что он пришел учиться,
прилагать усилия, чтобы "научиться тому, как учиться". Это
позволяло выдержать самую суровую дисциплину. Немаловажным фактором было
умение учителя передать свой личный опыт, брать на себя ответственность за
ученика, служить ему примером во всем. Никаких чудес в школе не происходило,
кроме чудес, которые вызываются к жизни дисциплиной и самодисциплиной,
постоянством усилий и терпением. Учитель, передавая традицию школы, должен
был добиться пробуждения в ученике его личного, "спящего в нем"
мастера. После окончания определенного этапа работы, ученик должен был
покинуть школу и встать на свои ноги - пойти "своим путем" в
направлении, указанном путем школы. Так что, вполне вероятно, что автор
цитаты из кодекса "Буси До",
говорящей об "одиночестве воина", совсем не имел в виду внешнее,
социальное отторжение или пренебрежение социально-этическими нормами
общества. "Одиночество воина" - состояние внутреннее, заключающееся
в постоянной работе над собой, в формировании собственного мнения и
собственных методов решения ситуаций, в поисках смысла жизни и смерти. Боевой
китайский стиль Вин Чун принадлежит к шаолиньскому направлению воинских искусств. Первые
упоминания о Вин Чун относятся к середине 17 века. Базой Вин Чун является постоянная парная работа, в которой развитие
и изменение качеств тела имеют не меньшее значение, чем освоение технических
приемов. Как школа чань-буддийской традиции, Вин Чун требует внимания, умения мгновенно интуитивно решать
любые задачи в стремительно меняющейся ситуации рукопашного боя. В
сопредельный с Китаем Вьетнам стиль Вин Чун принес
китайский мастер Тэй Конг
в середине 40-х годов ХХ века. У него было восемь учеников, но только двое
добились полного успеха. По линии одного из них - известного и уважаемого во
Вьетнаме мастера кун фу Чан Ван Фунга наследниками
традиции Вин Чун являются мастера: Дык, Май Ан Чау и Нгуэн Хонг Ту. Нгуэн Хонг Ту
в течение семи лет жил и преподавал в городе Черкассы (Украина). Его работа,
в соответствии с традицией старого Вин Чун,
проводилась в узком кругу учеников. Сейчас каждый из учеников Нгуэн Хонг Ту
идет своим путем, в целом сохраняя традиции семейного направления Тхьеу Лам Фат Сон, которое сохранило неизменной сущность
старого Вин Чун. Наиболее полно семейное
направление выдерживает Сергей Рябцев, обладающий большим талантом в воинских
искусствах и имеющий глубокое понимание стиля Вин Чун.
Группа последователей Нгуэн Хонг Ту связана с семьей мастеров Вин Чун
в Ханое через Валерия Павловского, который овладевал секретами кун фу под
руководством всех трех ведущих ханойских мастеров. Во время последней поездки
во Вьетнам, в начале 1998 г., учитель Нгуэн Хонг Ту вручил ему реликвию
школы - меч мастера Тэй Конга
- в знак признания того, что дух Вин Чун им
постигнут... Этот меч,
являющийся традиционным видом парного шаолиньского
оружия, перешел по наследству от мастера Тэй Конга к его ученику Чан Ван Фунгу,
который в свою очередь передал его своему ученику - Май Ан
Чау. Валерий
Павловский предоставил ответы мастеров школы на некоторые его
вопросы. - Что
означает термин "семейная школа"? Май Ан Чау: - В
Китае, Вьетнаме, Корее, Японии и других странах Юго-Восточной Азии есть два
вида передачи знания так называемых семейных школ. В одном случае - это
развитие традиции и передача ее только в кругу родственников. Но здесь
присутствует риск утратить суть школы из-за того, что не все члены семьи
имеют способность и желание обучаться кун фу. В.П.: - Ваше
мнение о современных школах и направлениях в кун фу. Май Ан Чау: - То, что
известно широким массам о кун фу, есть внешняя форма, а не содержание. Очень
многие изучающие Вин Чун или другой стиль кун фу
начинают судить о школе по формам движения, забывая или не зная, что корнем
Вин Чун является "Дао Фат" - буддизм,
который по своей сути текуч и бесформенен. Это
главный принцип Вин Чун - текучесть и
бесформенность. В воинских искусствах, как и в других видах деятельности
человека, ценится индивидуальность, а не слепое копирование. Два мастера кун
фу могут обучать своих последователей по-разному, хотя сами учились у одного
учителя. Форма разная - содержание одно. Внутри
кун фу есть разные направления - боевое, магическое, духовное,
оздоровительное. Любое направление, над которым работает человек, достойно
уважения. Дело в личном выборе пути. В.П.: - Какая
роль Дао Фат в развитии школы Вин Чун? Май Ан Чау: - Все
законы и принципы Дао Фат являются главными и в Вин Чун. Технике тесно там, где восседает дух. Дао Фат
важнее, чем Вин Чун, но при помощи Вин Чун быстрее достигается реализация. В.П.: - При просмотре учебных видеофильмов Гонконгского
направления Вин Чун был задан вопрос: "Кто из
них тренируется правильно?" Май Ан Чау: - Они все
тренируются правильно. Мы видим только внешнюю форму. Содержание можно
определить только в личном контакте - рука в руку. В.П.: - Какую
цель ставят перед собой последователи школы кун фу? Нгуэн Хонг Ту: - Школой
называется стиль, традиция передачи знаний и, наконец, сами законы кун фу,
которые едины как законы физики и математики и действуют одинаково на всей
планете. Человек, познавший эти законы через практику, является носителем
качеств кун фу, а не стиля или традиции. Если ты познал кун фу, тогда форма
движений теряет первостепенное значение. Познай Вин Чун и перекрои его под
себя - только тогда система заработает. Часто
внутри направления или школы кун фу возникает проблема: "Кого считать
преемником, т.е. продолжателем традиций школы?" Здесь хотелось бы
привести мнение Валерия Павловского: "Не всегда преемники школ кун фу
являются полными носителями знаний. Иногда мастера, которые остаются в тени,
являются специалистами в большей степени, чем преемники школы. Самое
печальное, что носителей качеств Вин Чун мало, а
преемников, оспаривающих свое первенство, - много. Появились "профессора
Вин Чун" - люди, имеющие
десятый дан, носящие пояса отличия и т.д. В монастыре Шаолинь не было таких званий, в семейных школах - тем
более. Так откуда они взялись? Объяснение простое - коммерческий подход к кун фу". Существует
закономерность высвобождения скрытого знания именно в эпоху социальных
потрясений и массового безумия. Трудности периода, в котором мы живем, не
являются исключительными. С грустью приходится признать, что подобный ход
событий - закон этого мира, где все имеет свое начало, развитие и конец.
Выжить в такое время и сохранить человеческий облик позволяет лишь
определенный духовный стержень. Путь Вин Чун может
послужить опорой и ориентиром для человека в этом непостоянном мире. Александр Сафонов |
|
|
|
Игорь Шерман, фото автора, агентсво
Корона Зеркало |
||
Путь
воина
Однажды к Учителю пришел
юноша и попросил разрешения заниматься у него. "Зачем тебе это?" -
спросил мастер. -"Хочу стать сильным и
непобедимым". - "Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и
внимателен. Доброта и вежливость снискают тебе
уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным.
Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст
возможное найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок не вступая в него. Если же ты научишься
предотвращать конфликты, то станешь непобедимым". "Почему?" -
"Потому что тебе не с кем будет сражаться".
Юноша ушел, но через
несколько лет вернулся к Учителю. "Что тебе нужно?" — спросил старый
мастер. "Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли
Вы в помощи"... И тогда Учитель взял его в ученики.
Тысячи мальчишек, насмотревшись
видиков, машут ногами на переменке, воображая себя
Ван Даммом, Чаком Нор-рисом или Брюсом Ли. Дабы
направить буйную энергию своих чад в пристойное русло, родители мечутся в
поисках ближайшего клуба восточных единоборств, — благо сейчас каждая водосточная
труба пестрит объявлениями, что именно здесь вы получите секретные знания
древнего клана ниндзя, а то и вожделенный черный пояс — в кратчайшие сроки,
благодаря невероятным усилиям местных сэнсэев. Но как
найти именно то, что нужно? Где школы, в которых учат быть Человеком? И почему
все-таки восточные единоборства так влекут людей?
И два десятка лет назад
мы также бредили ими, жадно разглядывая бог весть как
попавшие нам в руки фотографии японских или китайских мастеров, а редкие статьи
в газетах или журналах зачитывали до такого состояния, что они могли
рассыпаться прямо в руках. Совершенно непонятно,
как доходили до нас слухи, что вот там-то есть секция карате
— никаких объявлений, естественно, не было и в помине. А уж чтобы попасть в эту
секцию —нужна была такая удача.— Откуда узнал? Кто
рекомендовал? Ну заходи, посмотрим...
Афганистан. Группа
разведчиков возвращалась с задания. Уже стало привычным передвигаться по горам
подобно гюрзе, извиваясь между камнями, чтобы не привлекать лишнего внимания.
Но на этот раз "духи" оказались совсем некстати слишком зоркими.
Атака была как всегда внезапной и яростной. В самый последний момент Он успел
оттолкнуть своего боевого друга, инструктора по рукопашке
— тот не заметил, как сзади уже на него был нацелен автомат. "Чем я могу
благодарить тебя? — Возьми в свои ученики..." Так Он обрел своего Учителя.
Инструктор по рукопашке, оказалось, был мастером
нетрадиционной клановой, семейной школы у-шу.
Его род владел линией преемственности древней школы Орла и Змеи. По традиции
знания в этой школе передаются исключительно "от сердца к сердцу".
После демобилизации Он
поехал на Дальний Восток к своему Учителю и через два года, получив всю
передачу тайных знаний нетрадиционной клановой школы, и вернулся домой, во Всеволожск. Где нас и свел Случай.
ОН — это Виктор Шмарковский, мой Учитель. Прозанимавшись много лет в разных
клубах и секциях, я нашел его. Начался новый период. Все сначала. То, что было
до сих пор — всего лишь прелюдия. Подготовка чистого сосуда для знаний. Когда я
первый раз пришел на тренировку, меня поразили Его глаза — на меня смотрел
Орел! "Вы должны научиться смотреть и видеть, слушать и слышать. И помните
— повторяя движения, которые делаю я, вы повторяете не меня, а тысячелетний
опыт, который привнесли все учителя этой школы".
...Команда "сейдза" — садимся, как всегда в начале тренировки.
"Вы должны научиться выбирать Свое место в
пространстве и садиться так, чтобы уже не пришлось менять позу, вам должно быть
удобно сразу. Вы должны быть в состоянии находиться в этом положении долгое
время. Поэтому сегодня тренировкой для вас будет просто сидение. Закрыли глаза,
и с этой минуты вы не должны шевелиться, чесаться, кашлять, чихать!"
Не думайте, что это было
наслаждение! Через несколько минут
я стал ощущать все недостатки в своем теле: сначала начала затекать спина,
потом заболели колени, напряглась шея, и, наконец, нестерпимо захотелось
чихнуть. "Помните! Вам нельзя шевелиться!" Вот черт! Зачесалась
спина, тысячи иголок впиваются в деревенеющие ноги — господи, лучше бы
пробежаться, отжиматься на кулаках, приседать — все что угодно, а тут : "Не глотать слюну!" Все — труба дело. Но
ведь если я сейчас пошевелюсь — не выдержал, не сдал экзамен, значит не гожусь в обычные ученики.
Нет. Такого позора не
будет! Пусть я лучше свалюсь — откачают, надеюсь. "Открываем глаза! Вы
просидели неподвижно всего час. Но теперь вы знаете, что такое неподвижность.
Во время землетрясений заваленные обломками люди часто погибали не от
повреждений, а от ужаса того, что у них нет возможности двигаться. Наша главная
задача — научиться не умирать, мы должны научиться
выжить в любых условиях".
Назавтра нужно было
принести горстку речного песка и большую иголку. "Сегодня мы будем
отрабатывать точность глазомера и остроту вашего зрения. Ваша задача, сидя в
положении "полулотос", не шевелясь и не
поворачивая голову, движениями только одной руки, иглой раздвигать песчинки.
Пока все они не будут на расстоянии сантиметра друг от друга — никакого
шевеления!"
После пары часов
"хоккея с песком", выйдя на улицу, я с интересом разглядывал
серебристые ауры вокруг людей...
Все, что я знал до сих
пор — а за плечами было немало: несколько лет самбо, десять лет карате —
показалось вдруг настолько несущественным, что я
почувствовал себя зеленым новичком. Конечно, для того чтобы построить хороший
дом, нужен хороший крепкий фундамент. Мне пришлось пересмотреть все свои
мировоззрения. И, чего греха таить, ощущение "ветерана" пропало
сразу, свое ЭГО пришлось затолкать подальше и учиться, впитывая, как губка,
драгоценные знания. Со стороны я был, наверное, похож на ненормального — все
время делал какие-то непонятные движения, выкрутасы. Во сне продолжал
оттачивать приемы, учился защищаться от оружия, а летом подолгу стоял по горло
в воде, отрабатывая систему уклонений и вращений.
Со временем я стал
замечать, что тренировка как таковая дает только закрепление материала, а
основное я получал из бесед с Виктором. Если приучить себя быть внимательным,
то каждый жест, взгляд несут колоссальное количество информации.
... Однажды мы сидели за
столом, как вдруг на полу появилась змея. Это был Удав. Он ползал, скручивался
в кольца, приподнимался, шипел — дикий танец Короля змей! За окном началась
неимоверная буря. Страшный ураган ломал и уносил деревья, неизвестно откуда
хлынули мощные потоки воды, сметающие все на своем пути, а с неба посыпались
громадные камни и валуны. Виктор сидел неподвижно, а я не спускал глаз с Удава.
Просто как зачарованный смотрел на него, и дикий восторг вдруг
обуял меня: я понял эти движения! И только я осознал это, как неистовая пляска
стихий природы прекратилась также внезапно, как и началась, а Удав вдруг
распался на двух змей красного и голубого цвета...
Когда я проснулся,
спокойная, лучезарно ясная мысль пронзила меня — я получил ключ от двери,
ведущей в тайную комнату, где находятся секреты нашей школы! А днем, случайно
включив телевизор, я не поверил своим глазам — на экране та же змея делала те
же движения, что я видел во сне!
Когда я приехал к Учителю
и все рассказал, его ответ огорошил еще больше: "Ты проснулся Мастером.
Теперь я дам тебе некоторые наставления, и — добро пожаловать!"
— А сейчас мы будем пить
огонь, — Виктор зажег свечу, поставил ее на пол рядом со статуэткой Будды. —
Сначала надо подружиться с огнем, — он словно поглаживал пламя свечи. — Огонь
несет в себе информацию тысячелетий, и можно научиться ее использовать. Но
сначала научимся пить огонь. Это просто. Смотри.
Тут он наклонился, приблизил рот к пламени и протяжно, с шумом втянул в
себя воздух и язык пламени. После того, как задержав
немного дыхание в себе, он стал выдыхать, воздух наполнился странно знакомым
запахом. И вдруг меня осенило: ведь именно так пахнет после грозы, когда воздух
насыщен озоном! Вот так штука: грозовые разряды и питье огня кажутся родными
братьями. Не знаю почему, но в эти мистические минуты я вдруг подумал о том,
что у жены уже третий день нестерпимо болела голова, даже таблетки не помогали.
Причем, боль была в одной точке и страшно нервировала меня и ее. Когда я
приехал домой, первое, что она спросила, зная наши "штучки" : что вы делали в такое-то время, у меня вдруг резко
прекратилась боль? А я мог сказать только одно — мы пили огонь...
Это называется
"работа со стихиями". Однако не имея
внутреннего, "эзотерического" понимания
взаимодействия стихий, зачастую невозможно понять смысла отрабатываемых
движений, систем дыхания.
Можно, превозмогая боль,
годами остервенело колотить по доске или кирпичу, разбив в кровь руки, и
считать это продвижением вверх по иерархической лестнице воинского искусства.
Но почему у восточных мастеров руки как у скрипачей? Зато, набрав воды в рот и
направив струю на кирпич, они разбивают его пополам!
Чтобы постичь вершины
мастерства, древние апологеты боевых искусств надолго уединялись в горы. Для
чего? Да чтобы, освободившись от груза мирских забот, направить все свои силы
на изучение природы себя, изучение взаимодействия и гармонии существования
Индивидуума и природы. Жесткий распорядок дня, тренировки, медитации. Правильно
выполняемые наставления Учителя вскрывали генетическую память предков,
освобождали Ум от всего мешающего — и на отшельника обрушивался водопад Знания
вечной Истины, того, что мы не можем прочитать или услышать — мы это можем
только Знать!!!
Урбанизация и
стремительная жизнь наша заставляют забыть о том, что не мешало бы на несколько
лет уединиться в горы. Как стать Мастером в этих, новых для тысячелетних
традиций боевого искусства условиях? Ехать в знаменитый Шаолиньский
монастырь и принять монашеский обет? Искать наставника и уходить в джунгли,
горы? Выбор невелик. Но чем всегда отличались боевые искусства, так это
искусством выживать.
Однажды наступил день,
который перевернул во мне все устоявшиеся взгляды. В Питер приезжает Белый Лама Оле Нидал
— об этом только и говорили в маленькой комнатке в Апраксином
переулке, куда время от времени мы ездили из Всеволожска
на медитации. В этой комнатке был Буддийский центр, основанный тем самым Оле Нидалом. Надо сказать, подсознательный интерес к буддизму у
меня был давно, наверное поэтому и тяга к изучению
боевых искусств жила во мне с детства.
Теперь не надо ехать
далеко в Тибет или Непал, — настоящий Лама через
несколько дней будет давать публичную лекцию в центре
города! Еле дождавшись назначенного дня, приехали мы, несколько энтузиастов из Всеволожска, за час заняли места в зале. Время тянулось
бесконечно, вот уже семь, пора начинать. Но народу полный зал — а Его еще нет.
Я уже рисовал в уме, каким он будет, этот Лама, и вдруг в зал ворвался как
смерч, как внезапный порыв ветра крепкий, подтянутый мужчина лет пятидесяти, в
военных брюках и такой же куртке, расточая белозубую улыбку во все стороны,
обнимая и благословляя на пути всех, кто был рядом. Лихо вскочил на стол,
уселся в позу лотоса на приготовленную подушку и начал говорить. С первого
момента его появления я перестал что-либо понимать. Я ожидал увидеть
смиренного, обритого налысо монаха с четками,
облаченного в красные (охровые) одежды, а здесь — мощный викинг, разящий
наповал улыбкой и энергией.
Говорил он долго, что-то
о природе нашего ума, как ее познать, что такое буддизм вообще. Я плохо
запомнил эту лекцию — мое сознание куда-то исчезало, появлялось вновь, пыталось
понять, что происходит, иногда до него долетали обрывки фраз, говорящие как раз
о том, как разрушить стереотипы и ложные представления, о любви, счастье и что
такое истинное счастье, в котором нет страданий. Много раз он повторял
загадочное имя Кармапа. Я плохо это все понимал, меня
теребил только один вопрос: когда он даст буддийское Прибежище! Радости не было
предела, когда я оказался рядом с этим человеком. Он дотронулся до моей головы
какой-то коробочкой, улыбнулся так, что я почувствовал себя маленьким ребенком
в объятиях мамы. Его жена, Ханна, отрезала маленькую
прядь волос с моей головы, положила их в бумажный пакетик, повесила мне на шею
ниточку благословения. Все! Так же поступили со всеми.
Позже я узнал о том, что
Оле и Ханна — датчане, были хиппи шестидесятых,
баловались наркотиками и однажды, поехав в свадебное путешествие, а заодно за
очередной порцией гашиша в Непал, совершенно случайно — а может, это было
предзнаменование судьбы — встретили удивительного человека, Прозрачного Ламу.
(Их застала непогода, и они постучались на ночлег в какую-то хижину-дом) Он
показал им безграничные возможности Ума, растворившись так, что сквозь него стал виден рисунок обоев на стене. Фантастика! Цечу Ринпоче — так его звали —
стал их учителем. Это было начало грандиозного переворота в их жизни.
Став первыми европейскими
учениками 16 Кармапы — первого сознательно
перерождающегося йогина Тибета, главы школы Кагью, они посвятили свою жизнь работе для других,
основывая во всем мире по просьбе Кармапы центры по
изучению методов Алмазного Пути, или Ваджраяны,
высших поучений Тибетского Буддизма. Благодаря им
учение пошло на Запад. Вот уже более 20 лет Оле ездит по всему миру, не
задерживаясь в одном городе больше 5 дней, учит людей обретать свободу через
изучение природы собственного Ума, а Ханна помогает
переводить тибетских учителей.
И вот такой центр открыт
теперь и во Всеволожске. Наша школа боевых искусств
обрела мощную духовную основу. И все сразу стало на свои места. Центр получил
название "Карма Джигме Линг"
— Место Бесстрашия. Мы с Виктором получили высокое право преподавать школу Орла
и Змеи на основе "высокого Учения Алмазного Пути для блага всех живых
существ".
Теперь не надо уходить в
горы. Находясь в самой гуще событий, мы находим огромную силу и — не
противостоим происходящему. Решительно отсекая все лишнее, мы трансформируем в
мудрость мешающие чувства — гнев, гордость, ревность, глупость, жадность. Сверхспособности, такие как умение
ходить по горящим углям, растворять облака, лечить, видеть ауры, естественно
возникающие в процессе занятий, не являются самоцелью — это, с одной стороны,
дается как подарок, а с другой — как веха на пути, показывающая, что мы идем
правильно. А главная цель — Просветление, узнавание природы Ума!
Мы пребываем в
беспорядке. Но существует глубинная человеческая мудрость, способная разрешить
эти проблемы. И это можно назвать традицией человека-воина, существующей в течение
всей истории во многих культурах.
"Состояние
воина", путь воина — это не состояние вражды. Агрессивность — источник
наших проблем, а не средство их разрешения. Путь воина — традиция человеческой
храбрости, традиция бесстрашия. Что такое бесстрашие? Научиться
не бояться себя самого, заглянуть в себя — первый шаг к бесстрашию. А
дальше надо попытаться найти, чем мы можем помочь миру. Никто ведь не знает,
что произойдет завтра, поэтому надо использовать момент целиком. Используя свой
собственный, драгоценный опыт, мы можем найти в нем много полезного, что
поможет измениться нам самим и изменить других.
Великая магическая сила,
помогающая в этом, — сострадание. Причем сострадание активное.
Преступник, отправляясь
на свои "подвиги" , обрекает свое будущее на тяжкие
страдания, но пока не осознает это. Отправив "героя" в больницу, мы
даем — освободили его на некоторое время от негативных действий, и это уже
конкретный результат. Мы уже помогли ему. Все-таки это шанс изменить что-то к лучшему, пусть ничтожный, но его надо использовать! Зная это
и пользуясь методами, мы можем позволить себе быть добрыми потому, что мы
сильные.
Мы не воспитываем
чемпионов, не раздаем разряды или пояса. В у-шу нет поясов. К нам приходят многие
— остаются единицы. Но эти единицы — драгоценность. Они не знают, почему пришли
сюда, не знают, чего именно хотели бы, но твердо знают, что им надо быть здесь.
Приходят те, кому заказан путь в спорт — по болезни или по возрасту, но здесь
они имеют возможность почувствовать свою силу, необходимость всего
существования. И дети занимаясь рядом со взрослыми,
чувствуют себя взрослее, сильнее и ответственнее.
Когда мы учимся
воспринимать мир как чистый и совершенный, все происходящее обретает совершенно
иной смысл.
Основатель Айкидо Морихей Уэсиба говорил: "Я
соединяюсь воедино с Вселенной. Тот, кто нападет на меня — нападет на
Вселенную. А разве можно победить Вселенную?"
Смысл боевых искусств — в
ненасилии, в любви и сострадании. Невозможно найти универсальную школу,
подходящую всем, невозможно выучить "приемчики"
для каждой ситуации. Можно только понять систему в целом, чтобы потом знать,
что делать. Находясь в запутанности ума, это невозможно — надо его успокоить.
Как спокойная гладь озера отражает все вокруг без искажений, так и спокойный ум
видит происходящее так, как есть на самом деле. Оставаясь в спокойном
состоянии, можно увидеть, что почти всегда в конфликтной ситуации можно
обойтись словами. Просто надо знать, что именно сказать. "Несостоявшийся
бой — выигранный бой". Спокойствие ума рождает мудрость.
Умный
всегда знает, как выйти из любой затруднительной ситуации. Мудрый
— отличается тем, что знает, как не попасть в нее.