Хороших книг о шаолиньском боевом
искусстве не существует. Известны только в различной степени
плохие. Обычно они представляют собой многократные переработки древних
легенд. Находясь на Тайване (в 1959-62) я имел возможность собирать древние
рукописи, принадлежавшие частным лицам, но даже они по своему уровню мало
отличались от низкого уровня публикуемых работ.
Один из моих шаолиньских учителей
- Ляо Ушан - узнав о моих поисках, познакомил меня со своим коллегой, неким
Ваном, который был "боксерским боссом" этой области Южного Тайваня.
После нескольких визитов в соответствии с этикетом, этот старый человек с
грубыми шишковатыми руками показал нам короткий манускрипт о Шаолине. Он
получил его от своего учителя из Шаньдуна сорок лет назад. Ван полагал, что его
старый учитель написал этот манускрипт для узкого круга своих учеников, и лишь
несколько человек в материковом Китае видели его, и никто не видел на Тайване.
Впоследствии я узнал,
что на самом деле кое-кто на Тайване видел этот текст, а на материке он был
известен довольно широко. Один из известных историков китайского бокса
рассказал мне, что первоначально этот текст был превосходен, но гуандунский
журналист Чэнь Тешэн расширил и исказил работу неизвестного автора. Позднее,
другие авторы добавили еще кое-что от нелепых легенд, которых было множество в
дешевеньких популярных книжонках о Шаолине.
К этому времени я получил перевод
манускрипта и был очень удивлен, обнаружив, что некоторые части текста хорошо
известны. Я полагаю, что основные части этой рукописи представляют собой
"сердцевину" шаолиньского боевого искусства - "отца" всех
боевых искусств в Китае. Именно поэтому, изучив другие
источники информации о боевых искусствах, я вернулся к тексту трактата.
Читая
"фантазии" о каратэ, опубликованные на Западе, я обнаружил, что
"Великий Дедушка" известен гораздо меньше, чем его "Популярный
Внук". Тогда я
решил написать эту книгу для публикации ее на английском языке. Я тщательно
отредактировал текст трактата, обрезав
"ветви", "привитые" на оригинал Чэнем и другими авторами,
устранил лишние повторы и легенды. Я надеюсь, что в этом виде книга в
наибольшей степени соответствует своему первоисточнику.
Хань Цитан и Гао Фаньсянь - два
ведущих шаолиньских эксперта на Тайване - позировали для иллюстраций. Дуг Бэун
- мой друг и поклонник боевых искусств - тоже позировал для некоторых
фотографий. Другой боец-ветеран, Лян Дунцай, помогал мне в переводе текста. Дай
Лянь, который сделал для меня множество переводов, проверил чистовой текст. Ляо
Ушан и Питер Чэнь помогли мне найти подлинную книгу о Шаолине. Огромное спасибо всем этим людям, которых я называю своими
друзьями.
И, наконец, старый Ван. Я никогда
не скажу этому доброму человеку, что его сокровище на самом деле не секрет. Эта
книга была основой его жизненного пути. Он был счастлив, размышляя над ней в
одиночестве, и я не смею нарушить его сорокалетнее заблуждение. Это будет моей
благодарностью по отношению к нему.
Роберт Смит
Термин "цюань" означает
использование кулаков, поэтому "цюаньфа" иногда ошибочно переводят
как "китайский бокс". Действительно, кулак в китайском боксе
используется, но это лишь малая часть всего искусства. Например, в южных школах
"кулак" составляет менее десятой части от 170 приемов борьбы руками.
Более того, когда используется "кулак", это часто не означает сжатых
пальцев (например, "тигриный коготь"). Ударная поверхность кулака со
сжатыми пальцами рассеивает силу удара, а потому "кулак" не
используется старыми мастерами. Они смеются над этой техникой.
Чтобы обрести боевое искусство,
необходимо изучить Пять Стилей, оставленных в
наследство монахом Дамо. Изучение этих "мягких" методов ведет к
"сердцевине" искусства: без них вы навсегда останетесь новичком.
Монах Дамо жил во времена
династии Лян (506-556). Обучая своих учеников буддизму, Дамо заметил, что они
засыпают во время занятий. Веря в то, что физическое здоровье избавит учеников
от слабости и укрепит их дух, Дамо обучил их комплексу из восемнадцати
упражнений для ежедневного выполнения по утрам.
Каждое упражнение имеет свое
предназначение. Просторное помещение, свежий воздух и достаточное количество
времени утром и вечером - это все, что необходимо для занятий. Изучив этот
комплекс из двенадцати упражнений, выполняйте его трижды утром и трижды
вечером. После года регулярных занятий вы существенно укрепите свое здоровье и
будете готовы к дальнейшему физическому и духовному развитию.
Таким образом
возникли "18 приемов монашеского бокса". Первоначально Дамо
предназначал этот комплекс исключительно для укрепления здоровья. После его
смерти ученики разбрелись, и это искусство было близко к исчезновению. Однако,
во времена правления династии Юань (1260-1368) некий
богатый молодой человек из семьи Янь стал монахом Шаолиня, принял новое имя
Цзюэюань и начал изучать боевые искусства. Цзюэюань развил систему упражнений
Дамо и уыеличил количество приемов от 18 до 72. Он способствовал широкому
распространению шаолиньского бокса в Китае.
Но Цзюэюань не довольствовался
только этим, он путешествовал по стране, разыскивал известных бойцов и изучал
их методы. В Ланьчжоу Цзюэюань увидел, как на старика, уличного торговца, напал
пьяный верзила. Когда пьянчуга попытался ударить
старика ногой, тот коснулся его ступни двумя пальцами правой руки - нападающий
упал без сознания. Цзюэюань познакомился со стариком, которого звали Ли Чэн (ему было около шестидесяти лет). Ли
утверждал, что его познания в боевых искусствах ничтожны, но познакомил монаха
со своим другом из Шаньси - Бай Юйфэном, которому не было равных в Шаньси,
Хэнани и Хэбэе.
Бай Юйфэну было около пятидесяти,
он был среднего роста, но прямо-таки "излучал" вокруг силу духа. Ли,
Бай и Цзюэюань удалились в монастырь Шаолинь, объединили восемнадцать приемов
Дамо и систему Цзюэюаня, развили их и втроем создали систему из 170 приемов,
которые являются основой шаолиньского боевого искусства в настоящее время.
Эти 170 приемов были разработаны
в рамках пяти стиелй: Дракона, Тигра, Леопарда, Змеи и Журавля. Бай учил, что
человек состоит из пяти сущностей: духа, костей, силы, ци и сухожилий.
Соединяясь в единое целое, эти сущности создают гармоничную личность,
заключающую в себе единство "жесткого" и "мягкого",
внутреннего и внешнего, наполненного и пустого.
Стиль дракона предназначен для
развития духа. Сила здесь не используется. Ци сосредотачивается в пупке,
и тело движется легко и быстро. Держите плечи ровно и сохраняйте взаимодействие
пяти синь (сердце, центры ладоней и центры ступней; китайское слово
"синь" означает как "сердце", так и "центр") друг
с другом. Движения стиля напоминают о парящем драконе, способном двигаться и
действовать в любом направлении.
Стиль тигра предназначен для
тренировки костей. Укрепляйте свое тело, напрягите плечи и талию. Ваше тело
должно подниматься и опускаться в соответствии с движением ци. Глаза
держите открытыми.
Движения стиля напоминают о
разъяренном тигре, прыгающем на жертву из лесных зарослей.
Стиль леопарда предназначен для
развития силы. Хотя леопард и не выглядит таким страшным, как тигр, он способен
развить огромную силу. Леопард любит прыгать, поэтому его поясница и ноги
сильнее, чем у тигра. Леопард действует преимущественно в низкой "позиции
всадника" и наносит удары неплотно сжатым кулаком.
Стиль змеи предназначен для
развития ци. Змея спокойно делает ритмичные вдохи и выдохи. Змеиное ци
наполняет все тело и, хотя прикосновение змеи кажется мягким и слабым, на самом
деле его сила не меньше, чем у самого могучего бойца. В древности, характеризуя
этот стиль, говорили: "лучшую сталь можно как веревку завязать вокруг
столба". Тело змеи движется непрерывно и гибко, но сохраняет силу; оно
остается мягким, но сохраняет жесткость. Два пальца руки используются, как
змеиное жало.
Стиль журавля предназначен для
развития сухожилий. "Корни" сухожилий находятся в ступнях. Дух
пронизывает все тело. Плечи журавля всегда расслаблены, кисти
и ступни действуют согласовано. Журавль спокоен, его сознание проникает вглубь.
Достижение мастерства в Пяти Стилях требует от ученика больших усилий и терпения. Но, когда ученик достигает цели, его тело становится сильным,
суставы крепкими, глаза зоркими, храбрость беспредельной. При отражении
нападения врага палец или ступня могут выиграть бой.
В основном, бойцы Севера
"жестче", чем бойцы Юга. Климат на севере более суров, условия жизни
тяжелее, и пища более способствует развитию силы. Более того, большинство
знаменитых бойцов Севера были охранниками караванов. Эта профессия всегда
давала отличные возможности для проверки их боевого искусства.
Существует множество школ,
изучающих "мягкие" формы боевых искусств. Все они начинаются и
кончаются ци, или внутренней энергией. Овладеть этой энергией означает
познать неизвестное и достичь состояния, при котором у человека исчезает
чувство страха, жизнь и смерть становятся равнозначными. Когда вы достигнете
этого состояния, никакая опасность не нарушит вашего спокойствия, вы станете
подлинным хозяином своего "я". Есть много людей, которые постоянно
шепчут магические заклинания о ци, но при опасности трепещут от
безумного страха. Такие люди только болтают: они не имеют понятия о ци.
По этой причине наше искусство вырождается.
Существует два аспекта ци:
внутреннюю энергию необходимо сначала развить, а затем упражнять. Когда энергия
развита, она удерживается в равновесии внутри вашего тела. В этом случае ваш
дух спокоен, и каждое движение становится прекрасным и гармоничным. Когда это
состояние достигнуто, следует подумать о том, как использовать его против
врага. Конфуций подчеркивал особое значение ци. Боевое искусство не
должно нарушаться, если вы хотите победить врага.
Ци развивается без сознательных усилий, но тренируют
его сознательно, с помощью дыхательных упражнений. Используйте для этого
задержку дыхания. Сначала процесс идет от "мягкого"
к "жесткому", а потом обратно, от "жесткого" к
"мягкому". Подлинное боевое искусство
достигается гармоничным сочетанием "мягкого" и "жесткого".
Необходимо быть "мягким" с "пустым" и "жестким" с
"наполненным". Если вы "мягкий" с правой стороны, то вы
должны быть "жестким" с левой стороны. Сначала все это может
показаться бессмыслицей, но становится понятным в процессе развития. Монах
Цзюэюань говорил ученикам:
"Сила направляется от
"мягкого" к "жесткому", и ци укрепляется в процессе
развития. Сила возникает от ци и действует, когда ци опускается. Без ци нет
силы. Плохой боец может выглядеть свирепым и яростно наносить удар, но в этом
ударе нет настоящей силы. Подлинный мастер не выглядит устрашающим, но каждое
его прикосновение тяжелое, как гора. Так происходит потому, что он овладел ци и
после длительных тренировок может всю ци направлять в точку удара. Его воля
управляет ци, и он может мгновенно направить ци в любую точку тела."
Первым этапом в развитии ци
является тренировка стоек. Начинают тренировку в "позиции всадника",
позволяющей выполнять быстрые приподнимания и опускания туловища. Удержание
этой стойки - отличное средство для развития мышц ног и поясницы и для
тренировки устойчивости. В этой стойке вы можете прочно стоять даже на краю
пропасти.
Приняв эту стойку, вы должны
направить ци в нижнюю часть живота. Не позволяйте ци подниматься
в грудь. Если это случится, то верхняя часть тела будет тяжелее, и вы не
сможете "врасти своими ступнями в землю". Известно, что многие люди
падают даже от легкого толчка. Это происходит потому, что они не занимались
тренировкой стоек.
Старые мастера говорят:
"Прежде, чем учиться побеждать других, сам научись стоять". Если
человек прочно стоит на ногах, это означает, что его ци всегда находится
ниже пупка и обеспечивает ему равновесие в любое время и в любом месте. Только
научившись правильно стоять, вы будете готовы учиться боевому искусству.
Сначала во время тренировки стоек
вы можете почуствовать некоторые боли в ногах и пояснице, как после скачки на
лошади после длительного перерыва. Вы можете почуствовать некоторую слабость.
Не надо бояться этого. Это означает очищение организма от старого. Старые и бесполезные для организма воздух и сила заменяются
на новые. Поэтому, почуствовав боль, не прекращайте тренировку, преодолейте
боль и продолжайте удерживать стойку.
Во время тренировки стоек вы
должны увеличивать время ее удержания каждый день. Например, если вы стояли в
"позиции всадника" два часа в первую ночь, то добавьте несколько
минут в следующую. (По этой фразе можно судить о строгости
тренировок в прежние времена. Два часа в стойке для начинающего будут
убийственны. Сегодня пятнадцать минут выглядят более реально. - Прим. Р.Смита). Если ноги болят невыносимо, то можно немного
отдохнуть, но потом вернуться в стойку. Нужно стоять в стойке каждый день до
тех пор, пока боль не исчезнет сама по себе от опускания ци ниже пупка и
в связи с развитием силы ног. Только тогда можно переходить в
упражнениям для рук. Сначала нужно научиться направлять ци от подмышек к
кончикам пальцев. После этого вы сможете направлять к кистям рук силу всего
тела. Вы почувствуете, что все тело действует гармонично, что кровь бежит по
жилам быстрее, что тело подчиняется вашему малейшему желанию.
Легкие - это кладовые воздуха, а
воздух - это господин силы. Каждый, говорящий о силе, должен знать, что воздух
- ее главная причина. Хорошие легкие - большая сила, слабые легкие - маленькая
сила. Необходимо научиться дышать правильно. Уже много лет назад бойцы Севера
считали правильное дыхание предпосылкой большой физической силы. Достижения
бойцов Севера очевидны. Слабый человек после десяти лет дыхательных упражнений
мог поднять груз весом 1000 цзиней! Дыхание дает силу рукам.
Бойцы Юга тоже использовали
тренировку стоек, но почти никто не выполнял дыхательные упражнения. Считалось,
что неправильное дыхание может серьезно повредить внутренние органы. Только
после того, как монах Хуэймэн, живший в конце правления династии Мин
(1368-1644), перебрался с Севера на Юг, бойцы Юга начали познавать секреты
дыхания. После этого в занятиях бойцов началось сочетание тренировки стоек с
дыхательными упражнениями, что сделало их искусство более полным.
Занятия дыхательными упражнениями
по учению Хуэймэна имеют четыре запрета:
Эти четыре запрета не следует
нарушать. Со временем ваши сухожилия станут гибкими, а тело окрепнет. Ци
и кровь будут течь в полной гармонии с дыханием. Вы сможете направлять ци
в любую часть своего тела в долю секунды. Вы сможете управлять своей ци,
а это - необходимое условие силы. Одним касанием вы сможете убить врага. Ци
поистине всемогуще.
Другой великий учитель, монах
Хунхуэй, обнаружил, что ци может служить защитой почти любой части тела.
Боец может направлять ци в голову, грудь, живот и любую другую часть
тела. В этом случае даже удар железным прутом в это место не вызовет боли.
Искусство правильного дыхания на Севере разделялось на две школы - сычуаньскую и хэнаньскую. Главный секрет этих школ в длинном вдохе и коротком выдохе. По существу, упражнение заключается в следующем:
Постоянство - вот главное в этих
упражнениях. Эффект проявляется не сразу, и успех достигается терпением.
Всех бойцов, в зависимости от их
мастерства, можно разделить на три уровня. Уровень бойца зависит от того, в
какой степени он овладел "мягким" и "жестким". Боец высшего
уровня не является ни "мягким", ни "жестким", он сочетает и
то, и другое одновременно. Противник не может противостоять его действиям, его
движения невозможно предугадать. Его пальцы кажутся мягкими, но когда они
касаются цели, то действуют как зубила. Побежденный враг не может сказать, чем
и когда его ударили. Короче, лучшие мастера выглядят и действуют
"мягко", но достигают таких результатов, которые обычно связывают с
чудовищной силой и "жесткостью". Высшего уровня искусства невозможно
достичь за короткое время.
Боец среднего уровня значительно
слабее. Очень часто талантливый ученик останавливается в развитии на этом
уровне из-за отсутствия хорошего учителя. Он не может добиться гармонии
"мягкого" и "жесткого". Иногда такой ученик развивает
какую-то часть тела очень сильно, но в дисгармонии к целому, что только вредит
ему. Он может напугать своих противников могучим внешним видом, но если
встретит мастера высшего уровня, то его развитые мышцы не способны
противостоять мягким движениям искусного противника. Что толку тогда от его
мощных мышц? Бойцу среднего уровня не хватает знаний, чтобы добиться гармонии
"мягкого" и "жесткого". Он мало знает о тренировке стоек и
еще меньше о правильном дыхании, двух важнейших предпосылках успеха. Он не
может добиться гармонии пустого и наполненного. Такой
боец полагается только на силу рук и ног, поэтому конечный результат низок. Не
следует стремиться к такому уровню мастерства.
Боец низшего уровня еще хуже. Он просто жалок. Даже хороший учитель мало поможет ему из-за наличия стойких ошибок. Как правило, чрезмерное физическое развитие мешает ему добиться гармонии движений всего тела. Если боец среднего уровня проигрывает потому, что у него слишком много "жесткости" и не хватает "мягкости", то боец низшего уровня вообще знает только "жесткость". Для этого низшего уровня мастерства характерны следующие четыре упражнения:
Таким образом, высший уровень
искусства означает гармонию между "мягким" и "жестким",
боец среднего уровня предпочитает "жесткое"
"мягкому", а боец низшего уровня знает только "жесткое".
Достижению гармонии "мягкого" и "жесткого" способствует правильное начало. Для достижения цели следуйте пяти наставлениям:
Эти заповеди были созданы монахом
Цзюэюянем против ереси, проникавшей в Шаолинь Они должны были
создать этическую основу системы и укрепить дисциплину в монастыре.
Не трудно изучать боевые
искусства, но чрезвычайно трудно стать подлинным мастером. Я изучаю их более 29
лет, много путешествовал и встречал многих великих мастеров. В Шэньси,
Шаньдуне, Хэбэе, Шаньси, Хэнани и Сычуани есть много профессиональных бойцов,
особенно в районах Шэньси-Шаньси и Шаньси-Шаньдун.
Так как они изучают боевые
искусства разными путями, то каждый может отличить искусство школ Севера от
искусства школ Юга. И Север и Юг используют отличные
методы - ни один нельзя недооценивать. Некоторые бойцы искусны в ударах
пальцами, другие - в ударах ногами, а кто-то занимается преимущественно
тренировкой дыххания. Встречаются мастера прыжков. Их технику можно уподобить
дереву в момент цветения. Они приводят своих противников в замешательство
невероятными и непостижимыми приемами. Нужно иметь хорошего учителя, чтобы овладеть
этим разнообразным арсеналом техник.
Когда я встречаю хорошего
мастера, я внимательно наблюдаю за ним и определяю школу, к которой он
принадлежит. Я скрываю свои знания, чтобы получить побольше
информации от него. После многих лет изучения боевых искусств я пришел к
выводу, что большинство школ и техник основаны на определенных общих принципах.
"Позиция всадника" была
практически одинаковой и на Севере, и на Юге, хотя называли ее по-разному.
Положение ступней очень важно для удержания ци в нижней части живота.
Если ци поднимается, то грудь становится тяжелее, вы будете задыхаться,
а ваши ноги не будут стоять прочно.
Во время тренировки стоек нужно
низко опустить туловище и держать спину прямой. Не уступайте боли, не
выпрямляйтесь для отдыха. Упорствуйте и заставляйте себя. Держите голову и шею
прямо и смотрите вперед.
Принято считать, что у истоков
боевой техники стоял полководец Юэ Фэй (период династии Сун, 960-1280). На
Севере основное внимание уделяли "длинной руке" и считали, что она
способствует развитию большой силы. На Юге выше ценили "короткую
руку", применяемую в самообороне. "Длинная рука" применяется на
тренировках для развития ци. "Короткая рука" необходима в
реальном бою. Необходимо гармонично сочетать оба направления.
При выполнении "Круговой руки" в сторону скрещенные руки отклоняют прямой удар в сторону. Этот вариант техники требует особенной ловкости и быстроты.
Общие советы. Указаныне восемь техник рук - это не
более, чем введение в искусство. Хороший боец знает
все эти техники. Если встречаются два хороших бойца, то победит тот, кто
владеет большим количеством приемов. Если в этом они равны, то победа зависит
от ловкости. Если они равны в ловкости, то победит более изобретательный. Если
они равны и в этом, то победит более талантливый.
Теперь вы можете задать естественный вопрос: а стоит ли изучать "Рубящую руку"? Да, иногда она полезне, особенно против бойца, знакомого только с "жестким". Такого противника можно определить по следующим признакам:
Против такого противника
"Рубящая рука" не может не действовать. Но против мастера, движения
которого слишком трудно предугадать, эта техника не действует.
Существуют несколько общих правил
применения техники рук:
Таким образом, техники рук
многообразны. Сначала изучайте все понемногу. Потом нужно выбрать одну технику
как основную, и целиком посвятить себя ее изучению. Наука развивается тем же
путем - от общего к частному. Мой учитель часто повторял: "Простейший
прием является самым лучшим". Сосредоточьтесь на одной
технике и совершенство придет.
Северные школы широко используют
ладонь. Обычно применяется форма из четырех сжатых пальцев с большим пальцем
согнутым и прижатым к ребру ладони, которая получила название "ладонь в
форме ивового листа". Монах Баньхуэй предложил форму из четырех согнутых
пальцев, которая получила название "когти тигра" и была очень
популярна на юге. Эти две формы способствуют "излучению" энергии из
центров ладоней наружу. Изучая технику применения ладони, следует обратить внимание
на совет Юэ Уму (период правления династии Сун), который прославился искусством
толчков обеими руками: ци должна распространяться от плеч и
концентрироваться в ладонях. Лучшая цель для толчка - грудная клетка, но могут
быть и другие. Можно использовать одну ладонь или обе, но атака должна быть
своевременной.
Монах Баньхуэй изучал технику
ладони около двадцати лет. Его учение выражено в следующих стихах:
Ци течет из пупка по рукам
Прямо в центры обеих ладоней.
В этой внутренней силе - секрет...
Выдох делайте с криком,
Снизу вверх начинайте толкание
И давите, шагая вперед -
Вот важнейшее в этом искусстве:
Нападение, толчок и дыхание.
Боец Те
Чайши однажды сказал: "Действия ладонью - это, прежде всего, действия
пальцами. Когда вы наносите удар пальцами в горло противнику, то основанием
ладони давите вниз. Когда вы почувствуете, что вся сила собрана в ладони в
нужной точке, то выжыхайте с громким криком и дайте руке двигаться вперед в
полную силу. Эта техника опасна. Испольдуйте ее только в крайнем случае".
Мой учитель говорил мне:
"Упражнения, которые не развивают все тело, вредны. Чрезмерное развитие
какой-то одной части тела может быть причиной травмы. Поэтому сначала
тренируйте все тело, а только потом какую-то его часть. Не пренебрегайте этим
советом, даже если вы достигли совершенства".
Техника запястий и локтей относится к технике "режущих рук". Сила истекает из подмышек и делится на обе руки поровну. Помните два главных правила:
Учитель Юэ Циши однажды сказал:
"Вы должны достичь такого состояния, когда каждая кость превосходна, когда
ваша кровь и ваш дух так же свободны, как дракон или тигр, а центры ваших
подошв соединены с центрами ладоней. Выдох и сила связаны
воедино".
Старые мастера знают сотни
приемов, выполняемых ногами. Ногу нужно использовать незаметно и быстро. При
этом следует предвидеть возможность контратаки противника. Лучше использовать
низкие удары ногами, но изредка можно наносить и высокие, например в голову.
Удары ногами всегда наносятся в комбинации с ударами руками и, как правило,
играют вспомогательную, а не ведущую роль.
В начальный период тренировок
отработка техники рук и ладоней, а также тренировка стоек занимают более
половины времени занятий. Правильное использование тела как единого целого
является мостом между практикой и высоким искусством. Сначала нужно научиться правильно наступать, отступать, подниматься и опускаться.
Постепенно мастерство придет.
В результате длительных занятий
вы должны изучить техники всех пяти стилей (дракона, тигра, леопарда, змеи,
журавля). Ниже описаны принципы, общие для школ Севера и Юга.
Наступление и отступление
выполняются в долю секунды. Некоторые бойцы наступают или отступают шагом,
другие делают это прыжками. Кто-то использует движение сбоку: ногу при этом
можно ставить спереди или сзади опорной ноги. Иногда используют ложное
наступление, скрывающее намерение отступить. Таким образом, любой, даже
кажущийся несущественным, шаг может в действительности оказаться решающим. Если
ваша атака провалилась, отступите на шаг, это даст вам возможность вновь
перейти к атаке. Лучшие бойцы в Сычуани и Гуандуне обучали своих учеников
следующему:
Нападайте со скоростью ветра,
Отскочите после удара,
Вновь идите вперед
Повернувшись к противнику боком.
Вместе с выдохом крик издавайте
И ладонью удар наносите.
Как дракон, будьте здесь, будьте там.
Победить иль погибнуть - решает мгновение.
Когда ваш противник наносит удар
в грудь, вберите ее в себя. Это движение называется "ласточка".
Используя его, вы можете перехватить удар и ответить на него. Если атака
противника короткая, то такая техника еще более эффективна. Овладение ею требует длительной практики. Движение обратное
"ласточке" применяется против ударов ладонью. В этом случае ваша сила
истекает из подмышек.
Независимо от вашего опыта или
силы, движения в сторону - ценный технический прием. Уклоняясь в сторону, вы
увертываетесь от прямого удара.
Перемещения и уклонения
Требуют острого точного зрения.
Вы должны вправо и влево качаться,
Перемещаясь должны уклоняться,
Горной лавины должны избежать
И защититься в яростной схватке.
Силу большую должны побеждать
Маленькой силой - тогда лишь вы
Истинный мастер!
Естественно, что отличная
"позиция всадника" столь же необходима, как и умение легко двигаться
в ней из стороны в сторону. Короче говоря, понятие "правильной
стойки" заключает в себе умение правильно держать ступни ног, умение
наступать и отступать, умение перемещаться в стороны.
Хорошее зрение - важнейшее
требование к новичку в боевом искусстве. Плохое зрение ставит его в очень
невыгодное положение. Можно сказать, что главный секрет успешного овладения
боевым искусством заключается в остром зрении, быстрых руках, прочной стойке,
личной храбрости и значительной силе.
Куда следует смотреть в бою? Это
зависит от школы. Бойцы из Шаньси наблюдают за плечами противника, бойцы из
Хэнани смотрят на грудь противника. Северяне как
правило наблюдают за кончиками пальцев противника, а бойцы из Сычуани, Гуйчжоу,
Хунани и Хубэя смотрят в глаза противнику. Все способы одинакого хороши. Лучше
владеть всеми способами, чтобы применять необходимый в
нужное время. Когда вы наблюдаете за противником, ваш взгляд должен быть
пристальным, как у льва, и острым, как у орла. Ваше сознание в этот момент
должно быть свободнум от мыслей о жизни и смерти, а пристальный взгляд должен
быть всепроникающим, действие должно быть бессознательным.
Слух очень важен для отражения
нападений сзади. Тонкий слух - это результат долгих лет медитации. Говорят, что
Дамо после девяти лет медитации мог слышать "разговоры" муравьев!
Бойцы из Шаньси говорят, что
правильный удар невидим. Противник должен быть сражен, не увидев ваших рук.
Когда вы сможете делать такое, эта книга станет для вас ненужной.