- Предисловие
- 1.Древние времена
- 2. Люди Айдзу
- 3. Сокаку Такеда
- 4. Сиро Сайго
- 5. Морихей Уесиба и школа Ай-Ки-Кай
- 6. Годзо Сиода и школа Ёсинкан
- 7. Анализ движений Айкидо
- 8. Техгика
- 9. Заключение
Книг по современному Айкидо
опубликовано уже немало, однако ранее практически не рассматривалось
значительно более древнее искусство Айки-Дзюцу, от которого и произошло
современное Айкидо. Более того, в имеющихся книгах преимущественно
рассматривается лишь один из изучаемых сейчас современных стилей с целью
распространения исключительно его одного и присущей ему философии. К сожалению,
многие из современных форм настолько отошли от исходной техники Айки-Дзюцу, что
утратили свою силу и поэтому не могут относиться к подлинно боевым искусствам.
Можно сказать, что все три
направления развития Айкидо проистекли из одного древнего источника - боевой системы
Айки-Дзюцу. Одно из этих направлений основано на принципе духовного
просветления с помощью внутренней энергии "Ки". Второе развивает
Айкидо как спорт с соответствующими образовательной и соревновательной
системами, в то время как третье сохраняет исходную эффективность исусства в
боевых единоборствах.
Эта книга написана не только как
практическое руководство для занятий. В ней сделана попытка показать читателю
историю Айки-Дзюцу и, следовательно, Айкидо, и рассказать о людях, развивавших
его до современного уровня. Это не отражение какого-либо отдельного стиля
Айкидо, но скорее результат многолетних иссследований (как практических, так и
теоретических) тех, кто участвовал в его развитии. Мы надеемся, что какой бы
формой Айкидо не занимались читатель или читательница, эта книга окажется
полезной для их практических занятий, а также послужит источником идей и
вдохновения.
Единственное критическое
замечание, которое стоило бы сделать, состоит в том, что современное Айкидо
отдалилось от своих корней, а в некоторых случаях и совсем оторвалось от них, и
в результате потеряло большую часть своей эффективности. Ученики должны понять,
что изучаемое ими искусство было разработано исключительно для применения в
поединке, и при отклонении от этой концепции его ценность теряется. Это вовсе
не значит, что мы защищаем насилие; мы только рекомендуем использовать
искусство в тех целях, для которых оно и было когда-то создано - для
сдерживания и подавления насилия.
Старинные документы говорят нам, что
Айки-дзюцу было исходно разработано Минамото-но Ёсимицу, третьим сыном
Минамото-но Ёриёси, который был потомком императора Сэйва в пятом поколении. В
то время семья Минамото была одним из главных правящих кланов Японии, и из нее
вышли многие известные бойцы и правители. Хотя история приписывает создание
Айки-дзюцу Ёсимицу т его старшему брату Ёсииэ, более вероятно что эта боевая
система ранее уже разрабатывалась внутри клана и сформировала основы, которые
были усовершенствованы братьями.
Из реальных исторических
документов нам известно, что их отец - Минамото-но Ёриёси - который был
правителем области Тиндзюфу провинции Осю, и его старший сын сражались против
Абэ-но Садатоу в войне Дзэн Ку Нэн (1051-1062). Война была длительной и
трудной, но, наконец, в сентябре 1062г. пришла победа - после разгрома Абэ-но
Садори в сражении при Коромагава-но Яката.
Двадцать лет спустя восстание
семьи Киёхара в провинции Осю привело к Госсанской войне (1083-1087), которая
известна жесткими боевыми и погодными условиями, поскольку в основном велась в
глубоком снегу. Когда Ёсииэ понес тяжелые потери и оказался под угрозой
поражения, Ёсимицу пришел на помощь брату. Две группы соединились для атаки
замка Канадзава, но Ёсимицу встревожило внезапное нарушение полета стаи диких
гусей, за которой он наблюдал. Он правильно угадал, что враги ждут их в засаде
в соответствии с учением военного стратега Ооэ-но Масафуса, и изменил свои
планы, чтобы спутать карты врагов. В результате они закончили войну победой 14
ноября 1087г.
В старых документах говорится,
что развитию Айки-дзюцу способствовало проводившееся Ёсимицу и его братом
исследование строения костей и функционирования тела человека. Многие считают,
что основой разрабатывавшейся техники были результаты вскрытия трупов с целью
анализа работы костей и связанных с ними тканей. Безусловно, оба героя часто
показывали себя великими воинами. Минамото-но Хатимантаро Ёсииэ был мастером
стрельбы из лука, а Минамото-но Ёсимицу владел со-дзюцу (применение копья),
то-хо (владение мечом) и тай-дзюцу (позднее оно было названо дзюдзюцу) так же
хорошо, как и стрелял из лука.
Старший сын Ёсимицу - Ёсикиё -
переехав в район, известный под названием Кай, основал новую ветвь семьи,
которая с того времени стала называться "Кай-Гэндзи Такэда" (Кай -
название местности, Гэндзи - исходное коренное имя семьи, и Такэда - новое
имя). Семья Такэда развивала свои собственные уникальные формы боевых искусств,
в том числе стрельбу из лука, искусство езды на лошади, приемы боя мечом и
копьем и Айки-дзюцу. Они дополнили свою эффективную систему ведения боя, в
целом называемую "хэйхо", эффективными элементами системы
"гунпо" (полевой стратегии), включающей методы запруживания рек (с
целью затопить лагерь врагов или оставить их без воды) и рытья туннелей (для добычи
золота или проникновения во вражеский замок через подкоп под стеной).
К концу эпохи Сэнкогу великая и
исключительная семья Такэда породила еще одного воина-героя - Такэда Сингена.
Великий талант предводителя и ярость в сражениях он проявил в войне, которую
вел против Уэсуги Кэнсина - правителя территории Этиго. Их самое известное
сражение произошло у г.Каванкадзима в 1561г.
Своими выдающимися успехами в
военных делах Такэда Синген был обязан не только собственному таланту и амбициям,
но и выдающейся группе последователей, каждый из которых был в своем роде
знаменитостью. Санада Юкитака и его семья достигали выдающихся результатов в
бою, даже сражаясь на стороне проигрывающих. Обата Торамори снова и снова
показывал себя бесстрашным воином, в от время как Ямамото Кансукэ был блестящим
военным тактиком и стратегом. Сочетание их выдающихся способностей на много лет
послужило непреодолимым препятствием для военных претензий соседей.
Ямамото Кансукэ изложил учение
своего клана в книге "Хэйхо Окуги Сё" ("Внутренние секреты
военной стратегии"). Этот выдающийся труд содержит сведения об искусстве
владения мечом, приемах захвата (торитэ) и бросков (нагината) без оружия,
применении различных видов оружия, атакже об использовании человеческих
ресурсов и законах. Вероятно, наиболее ценна вторая часть книги, представляющая
собой учебник подлинной стратегии, которая столь же эффективно используется в
деятельности современных японских корпораций, как и на полях сражений Японии XVI века.
В 1572 году Такэда Синген столкнулся с
Токугава Иэясу и полностью разбил его, но вскоре умер от ран, полученных на
пути в Киото. Время и место его смерти не установлено. В апреле 1573 года
Такэда Куницугу передал последнее желание и завещание Такэда Сингена их стороннику
- Асина Мориудзи, правителю провинции Айдзу. Асина Мориудзи дал ему поместье с
большими земельными угодьями и уговорил остаться в своей свите в качестве
мастера меча. Предложение было охотно принято, поскольку жизнь ветви Кай семьи
Такэда в своем районе стала сложной.
Кавалерия Кацуёри - сына Такэда
Сингена - была элитным войском того периода, и многие генералы считали ее
непобедимой. Поэтому их 15-тысячная армия уверенно атаковала объединенные силы
сёгуна Токугава и Ода Нобунага 21 мая 1575 года. Это сражение вошло в историю
под названием Нагасино-но Кассен. Многочисленные конные самураи, вооруженные до
зубов и с детства воспитанные с целью убивать или быть убитыми в сражении,
выглядели по меньшей мере впечатляюще.
Кровь их врагов должна была застыть
при виде всадников Такэда, маневрировавших точно и согласованно на полном
скаку. Однако Токугава Иэясу и Ода Нобунага всегда верно и по достоинству
оценивали силу и подготовку воинов Такэда, и понимали, что обычными способами
их не победить. Поэтому они разработали свои планы, и довольно хорошие, хотя и
не соответствующие этике самураев ставящих честь и храбрость превыше всего.
Кажущиеся непреодолимыми волны
кавалерии Такэда накатывали на врага и раз за разом их косили в упор залпы
мушкетных пуль из фитильных ружей, известных японцам под названием Танэгасима.
Огнестрельное оружие было
завезено в Японию без всякого злого умысла в 1543 году Диего Зеймото,
участником португальского торгового каравана Фернама Мендеса Пинто, прибывшего
в порт Танэгасима, по имени которого и были названы ружья. Пинто известен как
один из первых европейцев, посетивших Японию. Через пять с половиной месяцев
после того, как Пинто покинул островную империю, опытные японские оружейники
уже сделали шестьсот таких ружей, которые называли также "хинавадзю",
что буквально означает "оружие, стреляющее с помощью веревки" или
"фитильное ружье". Когда в 1556 году он вернулся в Японию в качестве
посла вице-короля Португалии дона Алонсо де Норонга, ружей было уже триста
тысяч. Сыгравшее решающую роль в истории Японии огнестрельное оружие, решившее
исход как битвы при Нагасино, так и сражения при Сэкигахара, установившего
правление сёгуната Токугава, не ушло далеко от конструкции мушкетов, завезенных
португальцами в Японию в XVI
веке.
Этот печальный опыт внедрения
цивилизации на Японские острова не прошел мимо такого вдохновенного певца
самурайского духа, как Акира Куросава. Именно от коварного огнестрельного
оружия, уравнивающего мастера и бандита, гибнут герои его фильма "Семь
самураев". А трагическая картина сражения при Нагасино, которое правильнее
было бы назвать бойней, венчает его же масштабную кинопостановку "Тень
воина".
В тот роковой день двенадцать
тысяч самураев, гордость провинции Кай, расстались с жизнью, и для явно
проигравшего сражение Такэда Кацуёри не осталось иного выхода кроме возвращения
на родную землю. Во время возвращения в Кай было потеряно главное сокровище
семьи Такэда - знаменитый шлем, называемый Сувахоссё-но Кабуто, сделанный
известным мастером-оружейником Мётином. Эта потеря, казалось, лишний раз
потверждало, что поражение было не из рядовых.
В феврале 1582 года силы Ода
Нобунага и сёгуна Токугава напали на Кацуёри в его собственных владениях, и
после тяжелой битвы против превосходящих сил врагов Такэда Кацуёри, последний
из Такэда в провинции Кай, лишил себя жизни принятым у самураев методом сэппуку
(более известным как харакири). Таким образом, секретное искусство Минамото-но
Ёсимицу, передававшееся от поколения к поколению самураев семьи Такэда
провинции Кай, через Такэда Куницугу оказалось передано самураям провинции
Айдзу. Так искусство пережило основавшую его ветвь семьи.
Посколько Дайто-рю Айки-дзюцу,
известное также как Такэда-рю Айки-дзюцу, развивалось в семье Такэда, оно было
передано верхушке клана самураев Айдзу через Такэда Куницугу. Эта ветвь семьи
Такэда, вполне естественно называвшаяся Айдзу Такэда, учила многие последующие
поколения последователей из Айдзу также и искусству владения мечом. В то время
для молодого самурая считалось необходимым развитие как тела, так и духа.
Несомненно, важнами были навыки владения оружием, но большое значение придавали
и пониманию морального кодекса самураев, поэтому для подготовки молодых
представителей касты самураев существовали специальные школы. Школа клана
Айдзу, организованная в 1664 году, называлась Ниссинкан. Тренировочный зал, где
она разместилась, был выстроен в 1674 году.
Боевые искусства нигде не
процветали так, как в районе Айдзу. В школе Ниссинкан учили пяти стилям работы
с мечом и двум стилям Дзюдзюцу - Мидзу-но Синто-рю и Синмё-рю. Кроме того, в
районе Айдзу было много частных тренировочных залов, в том числе 22 зала для
Кэн-дзюцу (искусство работы с мечом, для тренировок в котором использовались
учебные мечи из бамбука или других пород дерева), 14 - для Батто-дзюцу
(фехтования настоящими мечами), 16 - для Дзю-дзюцу, 7 - для стрельбы из лука,
16 - для упражнений с огнестрельным оружием и 4 - для работы с копьем. Желающие
ученики могли также заниматься Нагината-дзюцу (работа с алебардой),
Кусари-дзюцу (работа с цепью) и Бо-дзюцу (работа с деревянной палкой), а также
Кактю Кумиути (работа в доспехах без оружия) и Дзинтю Нин-дзюцу (техника
шпионажа). Всего в районе Ацдзу работало 94 школы боевых искусств.
Некоторые боевые искусства были
доступны только для самураев самого высокого положения и считались Отомэ-рю
(Госикиути) - секретными искусствами. Не допускались ни передача этих систем
последователям более низких уровней, ни техническое смешение стилей, а
показательные выступления могли наблюдать только члены школы (Рюха). Боевые
искусства, на которые распространялись эти ограничения, включали Айки-дзю-дзюцу
и Айдзу Мизогути Ха Итто-рю.
Боевые системы самураев Айдзу
передавались от поколения к поколению, постоянно шлифуясь и совершенствуясь.
Переходя от отца к сыну в десяти поколениях самураев семьи Такэда из Айдзу, они
со временем достались группе выдающихся людей. Эта небольшая, но очень
талантливая группа смогла защитить сокровенное искусство от политических
воздействий, сопровождавших выход Японии на международную арену в конце XIX века - от сил, разрушивших многие
старейшие и уважаемые традиции Японии в области боевых искусств.
После более чем двух веков
правления сёгуната Токугава, в течение которых страна практически не менялась,
Япония начала постепенно втягиваться, часто против своего желания, в жизнь
второй половины XIX века.
Прогрессивные силы начали оказывать такое давление, против которого не могли
выстоять ни самураи, ни правительство. Наконец, началась гражданская война
между последователями сёгуна и теми, кто хотел восстановить власть императора,
и эта война по своей длительности и количеству пролитой крови достигла уровня,
невиданного со времен эпохи Сэнгоку три столетия назад.
Поддержка как партии императора,
так и партии сёгуна была организована по линиям кланов. Самураи из Айдзу под
предводительством Катамори Мацудайра, служившие сёгуну в течении веков,
продолжали служить ему и принимали участие в войнах "бакумацу"
(1853-1867) в качестве основных военных сил сёгуна. После сражений при Тоба и
Фусими в январе 1868 года поддерживавшие императора кланы Сацума и Тёсю
преследовали последнего из сёгунов, Ёсинобу Токугава, и тот скрылся из Осаки и
перебрался в Эдо - но лишь затем, чтобы вскоре передать свою власть и свой
замок новому правителю Японских островов.
В составе самураев Айдзу,
поддерживавших сёгуна в сражении при Фусими, был Таномо Сайго (1830-1905) -
ученик Соэмона Такэда и эксперт в Дайто-рю Айки-дзюцу. Осенью 1868 года Таномо
Сайго, возглавлявший клан Айдзу, выступил против объединенных сил Сацума и Тёсю
в сражении при Сиракавагути, и после кровопролитной битвы был побежден. Но они
были настолько благородны в бою и настолько верны этическим принципам самураев
при поражении, что имя клана Айдзу навсегда останется в сердцах Японского
народа, а имена его людей сохранятся, словно высеченные в камне.
Когда члены семьи Таномо Сайго
узнали, что их воины проиграли битву, они поняли, что Таномо Сайго мертв, и не
забыли о своем долге. Понимая, что им предстоит встретить вторжение войск,
победивших их воинов, чтобы избежать неуважения и плохого обращения с их
стороны и чтобы не быть обузой для защитников родной земли женщины и дети -
всего 21 человек - покончили жизнь самоубийством.
Войска Сацума, вступившие на
землю Айдзу, встретили сопротивление. Группа вооруженных алебардами
женщин-самураев под предводительством Такэко Накамура упорно сражалась с
завоевателями, как и Бякко Тай - группа из 40 подростков в возрасте от 15 до 17
лет. Когда эти юноши случайно потеряли своего предводителя, они заняли позицию
на горе Иимори. Увидев город Айдзу в огне, последние 20 ребят из этого отряда
лишили себя жизни, чтобы поддержать честь своих семей. Но, как очень часто
бывает, храбрые и справедливые были отомщены.
На десятый год правления
императора Мэйдзи войска Сацума, вызвавшие падение клана Айдзу, восстали против
власти императора, и началась Сэйнанская война. После того, как клан Айдзу был
разбит при Сиракавагути, пногие самураи и простые жители района Айдзу вступили
в императорскую полицию или армию, и получилось так, что они столкнулись с
восставшими войсками Сацума. У них остались свежие воспоминания об их потерях,
и их вдохновляли подвиги группы подростков и женщин под предводительством
Такэко Накамура. В сражении при Табарудзака они сражались как дьяволы,
добившись отмщения, которое должно было удовлетворить их погибших предков, и
отправили в забвение остатки того, что некогда было могущественным кланом
Сацума.
Таномо Сайго, выживший в сражении
при Сиракавагути, позднее сыграл решающую роль в переходе Дайто-рю Айки-дзюцу в
современную эпоху.
Сокаку Такэда родился в провинции Айдзу 10
октября 1860 года. Он учился дзюдзюцу у своего деда Соэмона Такэда, и бо-дзюцу
- у своего отца, который был известным мастером сумо и чемпионом клана Айдзу. В
юности он изучал мастерство владения мечом в школе Оно-ха Итто-рю под
руководством Тома Сибуя в Токио и в школе Дзикисинкагэ-рю у Кэнкити Сакакибара.
Тома Сибуя был знаменитым мастером работы с мечом очень высокого класса, а его
приемный сын учился вместе с Хакудо Накаяма, который широко известен как отец
современных кэндо и иайдо. А Кэнкити Сакакибара, последний мастер меча эпохи
Мэйдзи, особенно прославился тем, как успешно разрубил шлем работы
мастера-оружейника Мётина, что никогда никому другому не удавалось.
В 1886 году Сокаку Такэда получил
Мэнкё Кайдэн (свидетельство об окончании) школы Оно-ха Итто-рю.
В июне того же года умер его
старший брат, и семейные обязанности заставили его вернуться в родную провинцию
Айдзу. По возвращении он встретил Таномо Сайго, главу клана Айдзу, который был
учеником деда Сокаку - Соэмона Такэда - и мастером меча школ Мидзогути-ха
Итто-рю и Косю-рю Гунгаку. У Танома Сайго он изучал Айки-будзюцу, включавшее работу
с копьем, мечом и другими видами оружия и, как можно догадаться, был очень
способным учеником. Важно понимать, что Дайто-рю Айки-будзюцу было комплексной
боевой системой, включавшей нагэ-вадза (бросковые приемы), осаэ-вадза (приемы
удержания), батто-дзюцу (выхватывание меча с одновременным нанесением удара),
яри-дзюцу (применение копья) и тораэ-вадза (технику захватов). То, что мы
сейчас называем дзюдзюцу, было просто частью полной боевой системы для ближнего
боя как с оружием, так и без него.
В 1880 году эти два человека
снова встретились, когда Таномо Сайго был главным настоятелем в храмах Никко
Тосёгу и Футарасан в префектуре Тотиги. (Этот храм был построен после смерти
сёгуна Токугава, когда тот был приравнен к богу. Поскольку клан Айдзу веками служил
сёгунам Токугава, было естественным что Катамори Мацудиара и Таномо Сайго
исполняли обязанности главы храма и его заместителя даже после восстановления
власти императора). За шесть месяцев, проведенных вместе, Таномо Сайго передал
своему одаренному ученику все свои знания, включая секреты Дайто-рю
Айки-будзюцу.
С 1880 по 1898 годы Сокаку Такэда
вдоль и поперек объездил Японию, соревнуясь со всяким сколько-нибудь заметным
мастером боевых искусств, который только принимал его вызов. Он не просил
поблажек или особых условий при встречах с теми, кто считался сильнее него.
Фактически, он уменьшал свои преимущества, используя только излюбленное оружие
своего противника, то есть сражался копьем против мастера копья и мечом -
против знаменитого мастера меча. Он никогда не терял уверенности в себе, а
число его учеников, невзирая на постоянные разъезды и отсутствие постоянного
тренировочного зала, превысило 30 тысяч, и среди них были дворяне, члены
правительства, бывшие даймё (помещики-самураи) и высокопоставленные чиновники.
Сокаку Такэда был представителем
последнего поколения самураев, блестящим мастером боевых искусств и талантливым
учителем, опыт которого был результатом интенсивных занятий ценой больших жертв
с юного возраста. Академические знания, полученные от инструкторов в
тренировочном зале, он довел до совершенства в настоящем, не сдержанном ни
правилами, ни страхом официального запрета бою с мастерами, полагавшими себя
более сильными и опытными чем он. Эти соревнования ни в коей мере не были
дружескими, и смерть участников не была необычным явлнием. И даже годы
интервенции не помешали дойти до нас многим историям, показывающим характер и
практические способности этого человека.
В 1910 году в сельской местности,
по которой обычно ездил Такэда, объявился жестокий грабитель, который
действовал настолько успешно, что люди - за исключением самых сильных - боялись
путешествовать в темноте. Полиция, несмотря на огромные усилия, не смогла с ним
покончить. Неожиданно и по неизвестным причинам деятельность разбойника
прекратилась. Поиски полиции позволили обнаружить труп, глубоко увязший вниз
головой в грязи на рисовом поле недалеко от дороги, по которой обычно ездил
Такэда.
Деревенские жители не
интересовались подробностями этого счастливого исхода и считали, что мастер
айки-дзюцу бросил негодяя с такой силой, что тот не смог выбраться из
заболоченного места и задохнулся. С другой стороны, возможно, он умер от того,
что у него была сломана шея. И полиция, и население, несомненно, были очень
довольны такой развязкой, и поэтому особо не расследовали действительные
причины смерти.
Пятью годами спустя Такэда
участвовал в столкновении с полусотней дорожных рабочих и вышел из него
невредимым, нанеся большой ущерб численно превосходящим силам врага. В то время
многие дорожные и строительные рабочие набирались из бывших преступников или
бандитов. Они были жестокими, агрессивными, обычно не имели постоянного дома,
кочуя в поисках работы и проводя свободное время в драках и пьянках. Для
полиции это было настолько большой проблемой, что смерть от ран, полученных в
столкновении с ними, регистрировали как вызванную естественными причинами,
чтобы соблюсти формальности и избежать беспокойства.
Когда началась схватка, врагов
было полсотни на одного - вооруженных тобигути (длинными шестами с железными
крюками на конце), железными болванками и наконечниками копий. Такэда просто
бросил нескольких нападающих. Однако, когда в ход пошли мечи он тоже вооружился
сходным образом - и это стоило жизни девятерым бандитам. Этот случай прекрасно
демонстрирует силу и гибкость айки-будзюцу как комплексной боевой системы. За
счет способности без колебаний переходить от работы без оружия к работе с
оружием Такэда вышел победителем из такой схватки, которая на первый взгляд
казалась совершенно безнадежной.
Если бы Сокаку Такэда жил в наше
время, его, без сомнения, сочли бы эксцентричным человеком. Поговаривают даже,
что он всегда носил с собой собственную чайную посуду, из которой только и
считал возможным пить, и ел лишь ту пищу, что готовил он сам или его старший
ученик. (В давние годы для самураев было обычным беречь свою жизнь таким
способом). Похоже, что его поведение было несколько вызывающим, что показывает,
например, следующий инцидент. В 1904 году американец Чарльз Пэрри, учитель
английского языка в школе Дайни КОко колледжа Сэндай пожаловался коннтролеру в
поезде на плохо одетого пассажира, занимавшего место в вагоне первого класса,
которое он, похоже, не имел возможности оплатить. Проверка показала, что у
пассажира действительно был билет самого высокого класса, но привела его в
такую ярость, что он попросил показать того, кто на него жаловался. Узнав, что
это был ехавший в вагоне крупный иностранец, маленький Такэда, в котором было
всего 150см роста и 52кг веса, схватил Пэрри двумя руками (приемом Ёнкадзё) и
вытащил на открытую платформу в задней части поезда.
Мы никогда не узнаем о том, что
там произошло, но безусловно, это произвело очень сильное впечатление на
бедного мистера Пэрри. Он сообщил в США, что Дайто-рю Айки-дзюцу - это высшая система
единоборства, результатом чего было приглашение от президента Рузвельта с
просьбой прислать в США инструктора для демонстрации этих странных, но
эффективных приемов. В ответ Сокаку Такэда направил туда Синдзо Нарада из
отделения полиции Сэндай, одним из первых учеников которого в США стал Чарльз
Пэрри, бывшая жертва его собственного гениального учителя.
Сокаку Такэда - это связующее
звено между нашим временем и эпохой самураев. Именно он обеспечил передачу
истинного айки-дзюдзюцу через своих учеников к последующим поколениям. Как мы
увидим далее, параллельно ему работали и другие, чьи способности были сравнимы
с его талантом, но никто не превзошел его достижений и никто не оставил более
прочной основы для дальнейшего строительства.
Прожив полную, удачную и очевидно
интересную жизнь, Сокаку Такэда скончался от естественной старости 25 апреля
1943 года. За два года до этого у него начался паралич, и многие тогда поверили
в близость конца. Говорят, что он был настолько близок к смерти, что один из
его старших учеников - Морихей Уэсиба - сменил название собственной школы с
Айки-будо на Айкидо; совершая это, мягко говоря, нарушение этикета, он,
вероятно, считал дни своего учителя сочтенными и мог поэтому произвести эту
замену без страха вызвать его недовольство. Однако Сокаку Такэда отчасти
восстановил свою былую силу и за два месяца до смерти, несмотря на паралич, на
занятиях в отделении полиции города Муроран даже бросил дзюдоиста 6-го дана. В
день, когда его не стало, он почуствовал себя плохо у станции Аомори на
северной оконечности основного Японского острова Хонсю, и был принесен
учениками в гостиницу города Ито уже мертвым. Один из наиболее выдающихся
бойцов последнего поколения самураев покинул этот мир в в орасте 83 лет, после
чего задача продолжения его работы лежала на учениках. Это были Токимунэ
Такэда, Юкиёси Сагава, Такума Хиси, Тоёсаки Мацуда, Какуёси Ямамото и Морихей
Уэсиба. Таномо Сайго, учитель Сокаку Такэда, говорил ему, что время меча
кончилось, и айки-дзюдзюцу в их боевой системе должно уделяться основное
внимание. Это Сокаку Такэда, в свою очередь, передал ученикам.
Другим замечательным учеником Таномо Сайго
был Сиро Сида - человек величайших природных способностей, ставший одновременно
наследником традиций школ Дайто-рю Айки-дзюцу (оно стало известно как Такэда-рю
Айки-дзюцу) и Кодокан Дзюдо. В 1882 году он был усыновлен Таномо Сайго и принял
имя Сиро Сайго, под которым и стал известен миру. Он был увековечен в
литературе как Сансиро Сугата, чемпион по дзюдо - герой романа, который вышел
несколько позже и в значительной мере способствовал популяризации движения
Дзюдо, которое связывали с именем Дзигоро Кано. Этот весьма актуальный роман
был написан внуком Цунэдзиро Томита, одним из лучших учеников профессора Кано.
Усыновив Сиро Сайго, Таномо Сайго признал его своим последователем - сыном,
который мог бы продолжить традиции школы Дайто-рю Айки-дзюцу. Однако, Сиро
присоединился к Дзигоро Кано, возглавив его новое направление - Кодокан Дзюдо,
поэтому Таномо Сайго передавал секреты своего мастерства также и несколько
эксцентричному Сокаку Такэда, который по прошествии времени оказался наиболее
достойным его последователем.
В 14 лет Сиро отправился в Токио, надеясь
стать солдатом, но получил отказ, потому что его вес был меньше минимально
необходимого. Поэтому он вновь сосредоточился на тренировках по Дзю-дзюцу и
быстро создал себе высокую репутацию, которая привлекла внимание Дзигоро Кано -
известного преподавателя эпохи реформации. Профессор Кано, который был учеником
школ Тенсин Син-ё-рю, Кито-рю и Секи Гути-рю Дзю-дзюцу, разрабатывал на основе
этих старых стилей свою собственную систему борьбы без оружия, которую назвал
"дзюдо". (Система Тенсин Син-ё-рю использовалась в основном Асигару -
нижними чинами пехоты феодальных времен, и Тюгэн - кем-то вроде слуг при
самураях. Соответственно, она зависела от силы бедер и мощности корпуса в
большей степени, чем от опыта и точности движений, в отличие от систем,
использовавшижся самураями. Современное дзюдо явно это демонстрирует и в
действительности придает излишнее значение этому преобладанию грубой силы.)
Кано уделял большое внимание роли своей системы в образовании и формировании
характера. Его, однако, мало волновало то, что у его стиля было много
ограничений и то, что он был несравним с существовавшими тогда школами
исключительно эффективного в поединках Дзю-дзюцу. В Сиро Сайго он нашел
идеального чемпиона для своего нового движения.
У Сиро Сайго, который занимался
Дайто-рю Айки-дзюцу с Таномо Сайго, одним из наиболее выдающихся японских
мастеров, были природные способности, огромная сила и жажда знаний. К 21 году
он получил пятый дан - высшую степень, присваивавшуюся в школе Кодокан. В
борьбе против других школ дзю-дзюцу он побеждал противников с помощью броска из
школы Дайто-рю, называемого Яма-Араси ("Горный вихрь"), который стали
отождествлять с его именем. Больше никто из его поколения не мог овладеть этой
техникой, сочетающей бросок и замок кисти, и она была настолько сильной, что
большинство противников некоторое время после броска не могло втсать на ноги.
Дзигоро Кано весьма умно, хотя и
не вполне честно, использовал мастера техники Дайто-рю, чтобы доказать
превосходство своей собственной системы Дзюдо. Большинство приемов, с помощью
которых Сайго побеждал своих противников, не изучались в школе Кано. Фактически
большинство замков кисти, ударов руками и ногами и подсечек не вошли в новое
искусство, поскольку считалось, что они слишком опасны и могут вызвать травмы у
занимающихся в новой школе Дзюдо. К 1905 году система Кодокан включала около
150 так называемых "приемов", в то время как в Дайто-рю число видов
техники (или Вадза) превышало 2000. Кроме того, в школе Кодокан были введены
правила соремнований, которые хотя и уменьшили число травм, но ускорили деградацию
Лзюдо от уровня боевого искусства (Бу-дзюцу) к системе изучения боевого
искусства (Будо), и далее, наконец, до уровня спорта и спектакля на публику.
Успех школы Кодокан был настолько
велик, особенно после публикации романа по материала из жизни Сиро Сайго, что
привлек внимание иностранцев. К 1905 году вышло несколько книг на английском
языке, посвященных системе "Дзю-дзюцу мистера Кано", как она еще
называлась. Официальной линией Кодокана было утверждение неэффективности старых
стилей дзю-дзюцу по сравнению с новым методом Кано. Публично утверждалось, что
"Японцы, изучавшие старые и сейчас бесполезные системы, обнаружили, что
они вынуждены забыть свои полученные трудом знания и начать изучать все сначала
по более научной системе Кано. Обладатель первого дана по старым школам
оказывается беспомощным перед прилежным рядовым учеником Кано"
(цитировано по "Полному курсу Кано Дзю-дзюцу", авторы Ганкок и
Хигаси, опубликованному издательством "G.P.Puthan and Sons" в 1905 году и переизданному в наше время Dover Public Inc., Нью-Йорк). Конечно не говорилось, что
этому представителю старой школы должно быть запрещено использование оружия и
применение ряда наиболее эффективных приемов - таких как удары руками и ногами,
замки кисти и воздействие на болевые точки. Но даже в таком случае результат
соревнований было бы несложно предсказать.
Если стиль профессора Кано был
столь совершенным, зачем же он тогда использовал одного из наиболее талантливых
мастеров Дайто-рю Айки-дзюцу того времени для укрепления престижа своей школы?
Кано знал, что большинство старых школ Дзю-дзюцу не нарушит традиции и не
начнет свободно учить своим системам первого встречного, поэтому он мог
уверенно и спокойно бросать им вызов, зная, что лишь немногие его примут, а
тем, кто решится, придется столкнуться с техникой Дайто-рю в исполнении Сиро
Сайго.
Во всяком случае, многие из так
называемых "Ко-рю" - старых школ Дзю-дзюцу - были вовсе не старыми, а
включали группы тех, кто перенял искусство после исчезновения класса самураев
несколько десятилетий назад. Хотя многих из них учили самураи, старавшиеся
выжить в трудное время эпохи Реставрации Мэйдзи, в основном они были
дилетантами, не имевшими опыта поединков и работы с оружием.
Все же было бы ошибкой слишком
критически относиться к профессору Кано, поскольку он достиг больших успехов в
области оразования и, несмотря ни на что, добился признания своей
унифицированной и высокоорганизованной школы Дзюдо как основы стандартной
системы подготовки японской полиции и армии. В то время дзюдо включало небольшое
число приемов, которые были малоэффективны в единоборстве, то есть могли
эффективно применяться только если нападающий был безоружен, неподготовлен и
одет так, чтобы дзюдока бог захватить его за одежду для выполнения приемов
дзюдо. Возможность эффективного использования этой техники против вооруженного
и хорошо подготовленного самурая была невелика.
Случилось так, что Сиро Сайго
оставил ряды школы Кодокан и переехал в Южную Японию, где работал репортером.
(Он получил девятый дан - ханси - по кюдо, и умер 23 декабря 1922 года в
возрасте 57 лет). Одним из объяснений может быть то, что давление, оказываемое
нуждающимися в его услугах школами Кодокан и Дайто-рю было настолько велико,
что он решил уйти из них обеих. Другое же, более вероятное объяснение связано с
фактом столкновения Сиро и еще нескольких мастеров дзю-дзюцу с борцами сумо во
время отъезда Кано в Европу, когда Сиро выполнял его обязанности. Для наведения
порядка и восстановления мира была вызвана полиция.
К сожалению, несколько храбрых
полицейских офицеров, пробовавших вступить в переговоры, были сброшены группой
Сиро Сайго в реку Сумида. Поскольку профессор Кано был главой полицейской школы
дзюдо, это могло иметь самые серьезные последствия, и поэтому чтобы избежать
их, а возможно и избавить профессора Кано от неприятностей, Сайго временно
покинул его.
С отъездом Сиро Сайго из Кодокана
оборвалась связь этой школы с истинно боевыми искусствами. С этого времени
дзюдо в основном утратило свою жизненность. В последующие годы дзюдо все больше
и больше превращалось в спорт, хотя его основатель никогда к этому не
стремился, а "жесткое" дзюдо сохранилось только в армии и полиции.
Вторая мировая война знаменует его превращение из полуэффективного метода
борьбы (формы будо) просто в спорт, практически неэффективный в реальном
поединке, в котором решающими для победы факторами стали грубая сила и хитрости
в пределах правил соревнований.
Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883
года в области Мотомати района г.Танабэ в префектуре Вакаяма. С самого раннего
возраста он был увлечен и, можно сказать, поглощен религией, поэтому его
родители поощряли его занятия физическими упражнениями, в том числе плаванием и
сумо, для борьбы с этим односторонним увлечением. В молодости он переехал в
Токио и открыл свой маленький бизнес. В период жизни в столице он изучал
дзюдзюцу школы Кито-рю и искусство владения мечом школы Синкагэ-рю. Из-за
ухудшения здоровья он вернулся домой, но позже, около 1903 года, записался в
армию и вполне успешно участвовал в русско-японской войне.
В 1912 году Морихэй Уэсиба
переехал на остров Хоккайдо. Этот самый северный остров Японии тогда заселялся
по инициативе правительства, которое хотело обеспечить его сохранение в составе
Японской империи. Стратегическое положение острова делало эту задачу достаточно
важной, тем более, что русские проявляли к нему интерес. Семь лет назад при
поддержке Англии Япония так проучила Россию, что это должно было не скоро
забыться, поэтому важно было сохранить достигнутое преимущество, а для этого
следовало заселить остров Хоккайдо японскими гражданами как можно быстрее.
В период проживания поселенцем на
Хоккайдо Уэсиба при посредничестве Катаро Ёсида был представлен Сокаку Такэда и
стал его учеником. Последующие семь лет он учился у этого мастера. В то время
Сокаку Такэда находился в расцвете жизни и на вершине своих возможностей. В
1922 году в возрасте 39 лет Уэсиба в составе группы всего из 23 человек получил
степень "Кёдзю Дайри" (Этим рангом отмечалось владение основным техническим
арсеналом Дайто-рю: 118 базовых приемов, 80 приемов Айки-дзюцу Окуги, 66 -
Хидэн Окуги и 84 - Госин-Ё-но-Тэ). Однако двое учеников удостоились более
высоких степеней. Юкиёси Сагава и Такума Хиса получили степень
"Кайдэн", а Юкиёси достиг даже "Содэн" - степени,
отражавшей полное знание техники (2884 приемов-вадза, включая работу с посохом,
мечом, двумя мечами, копьем, шестом, железным веером, метательными снарядами и
коротким мечом). После смерти учителя Юкиёси стал 36-м главным мастером Дайто-рю
Айки-дзюцу, но затем отказался от этого положения в пользу сына учителя,
Токимунэ Такэда, когда тот вернулся с последней войны. В 1936 году Морихэй
Уэсиба открыл свою собственную школу в Токио, назвав свой стиль Айки-будо.
Хотя его критиковали за то, что
он сменил название своего додзё вскоре почти смертельного приступа болезни,
который перенес его учитель в 1941 году, это могло быть и простым совпадением.
Фактически, сначала он не мог остановиться ни на одном имени, и называл свою
школу сначала Уэсиба Дзюку Айки-дзюдзюцу, потом Айки-будзюцу, далее Кобукан
Айки-будо, Тэншсин Айки-будо, Такэмусу Айки и, наконец, Айкидо. Это название
было впервые зарегистрировано Минору Хираи в центре Бутокукай, представлявшем
тогда высший авторитет в области боевых искусств Японии.
Несомненно то, что до войны
Уэсиба учил эффективной в реальных единоборствах технике, переданной ему Сокаку
Такэда. Тренировки в его школе были настолько тяжелыми, что ее называли
"Дзигоку Додзё" - "Дьявольской школой". Травмы, часто тяжелые,
были обычным явлением, и оставались только самые выносливые. Его лучшими
учениками этого периода были Годзо Сиода, Кэндзи Томики, Минору Хираи и Минору
Мотидзуки (Минору Мотидзуки приней Айкидо, Дзюдо и Катори Синто-рю Иай-до в
Европу после второй мировой войны. За свои заслуги он получил награду
французского правительства). Годзо Сиода, очевидно, был лучшим из тех учеников
Морихэи Уэсиба, кто остался верен исходной технике Сокаку Такэда. Свидетельство
этого - высокая эффективность его системы Ёсинкан и ее использование для
тренировок в полиции и армии.
В начале войны Морихэй Уэсиба
продолжал учить, но в 1942 году он переехал в город Ивама префектуры Ибараги и
занялся сельским хозяйством. Причины этого неясны. Один из его биографов
утверждает, что это было выражением протеста против власти военных и страданий,
вызываемых войной. Возможно также, что он чувствовал необходимость этого шага,
поскольку религиозное движение, с которым он был тесно связан, попало под
официальное преследование Кипэй Тай - японской военной полиции, выполнявшей те
же функции и имевшей такую же славу, как и гестапо в Европе. Достоверно
известно, что взрыв, разрушивший центр секты омото Кё Синто, руководимой
Онисабуро Дэгути, был делом рук военных, которые мстили Дэгути за публичные
критические выступления в их адрес.
После войны Уэсиба вернулся в
Токио, и, называя теперь свое искусство "айкидо", снова начал учить в
додзё в токийском районе Вакаяма вблизи Синдзюку. Постаревший и все более и
более склоняющийся к религии, он сменил основное направление своей школы с
изучения боевого искусства на формирование личности с помощью айкидо. В
действительности же то, что до войны было жесткой, но эффективной боевой
системой, включавшей как нападение, так и защиту, теперь стало религиозной
философией, включающей измененную систему Айки-дзюцу, составившую репертуар
айкидо.
В годы после поражения Японии
такая постановка дела нашла плодородную почву. Айкидо Уэсибы было одобрено
оккупационными силами США в качестве допустимого "мирного" занятия и
распространилось, затмив все школы Айки-дзюцу, открытые бывшими учениками
Сокаку Такэда. Долгое время в глазах всего мира Морихэй Уэсиба представлял
айкидо. Этот энергичный старый джентльмен с длинной белой бородой и сверкающими
глазами стал своего рода олицетворением искусства.
Без сомнения, Морихэй Уэсиба был
сильной личностью, он подчинял своему влиянию всех связанных с ним людей и
вызывал в других такую любовь, что они были готовы с радостью пойти ради него
на большие жертвы. Мы никогда не узнаем, была ли эта сила следствием его
религиозных убеждений, или это был врожденный дар полученный от бога.
Достаточно сказать, что этот дар активно использовался и многие от этого
выиграли.
Однако, подобно тому как ночь
сменяет день, любое положительное явление имеет свои отрицательные последствия.
Так произошло и с айкидо. При том, что система Уэсиба, возможно, и формировала
лучшую личность за счет упора на укрепление характера и духовные аспекты,
многие виды техники школы выродились до того, что стали неприменимы на практике.
Теперь выполнение многих из них стало возможным только в случае помощи
"противника", дающего себя бросить. Другие зависели от активного
участия противника в выполнении техники, когда он должен был удерживать сильный
хват, за счет которого защищающийся выполнял бросок.
То, что Морихэй Уэсиба мог делать
за счет своего глубокого знания Такэда (Дайто)-рю Айки-дзюцу и
сверхчеловеческих личных качеств, другие могли только изобразить, выполняя то,
что выглядело как стилизованная ритуальная техника, вероятно, непригодная в
реальном единоборстве и часто требующая помощи "жертвы" в ее
собственном падении. Эти слова - вовсе не критика, поскольку Морихэй Уэсиба
считал свое искусство Путем к Богу, а не методом достижения превосходства над
другими смертными. Я не сомневаюсь, что он был бы счастлив, узнав, что вошел в
историю как человек, превративший боевое искусство в путь мира через внутреннюю
гармонию его собственного метода.
"О-Сэнсэй" Морихэй
Уэсиба умер в 1960 году в том же возрасте, что и Сокаку Такэда, и за несколько
дней до годовщины смерти своего учителя. После него осталась группа преданных
ему учеников, взявшаяся продолжать начатое им дело. Его сын - Киссёмару Уэсиба
- стал вторым главным мастером школы, и слава системы продолжала
распространяться. Но для многих Школа заключалась в Человеке, и никто не мог
заменить его. Когда свет его жизни угас, это было для его последователей почти
подобно солнечному затмению, оставившему отметку в истории до того, как свет
вновь упал на землю.
Сын сильного и влиятельного
врача, Годзо Сиода рано проявил интерес к боевым искусствам, который сохранил
на всю жизнь. В доме его отца, как это характерно для того времени, жили
многочисленные ученики и ассистенты, которые учились у него и помогали по
хозяйству. Для того, чтобы они не бездельничали когда были свободны от учебы
или работы и находились в хорошей форме, доктор Сиода поощрял занятия в школе
дзюдо, созданной при доме.
Помимо изучения дзюдо в школе
своего отца, которая называлсяь "ёсинкан", Годзо проявлял интерес к
кэндо. Однако именно желание проверить свои знания по дзюдо привело его в школу
Морихэи Уэсиба, учителя Дайто-рю Айки-дзюцу и бывшего старшего ученика Сокаку
Таэда. Его дзюдо оказалось настолько неэффективным по сравнению с техникой
Айки-дзюдзюцу, что 23 мая 1922 года в возрасте 17 лет он поступил в школу,
известную как Дзигоку ("дьявольская"). Морихэй Уэсиба, тогда
49-летний, был в то время на вершине своих возможностей.
Сиода учился в Университете
Такусёку, учебном заведении, которое по сей день продолжает выпускать
выдающихся мастеров боевых искусств. Он был одним из "трех лучших
ребят" Такусёку, двумя другими были Масатоси Накаяма, который потом стал
старшим инструктором японской ассоциации каратэ, и Масахико Кимура, много лет
удерживавший титул чемпиона Японии по дзюдо. Сиода закончил университет в
апреле 1941 года и в возрасте 26 лет был направлен в Китай для участия в
военных действиях. Его учитель Морихэй Уэсиба тогда преподавал в школе Рикугун
Накано Гакко - академии для армейских офицеров высшего ранга, и в школе Рикугун
Тояма Гакко, где наряду с другими предметами изучали смертоносную систему
владения мечом Тояма.
В 1946 году, когда военные
действия прекратились, Сиода вернулся в Японию и вновь начал заниматься у
Морихэи Уэсиба - но лишь затем, чтобы вскоре оставить его и начать развивать
свое собственное направление, которое он назвал Ёсинкан в честь своего отца.
Учитель Уэсиба, которому уже было более шестидесяти лет, постепенно превращал
свое боевое искусство в способ духовного развития. Сиода же, как основатель
нового движения и потому известный под титулом "Кантё", предпочел
сохранить исходные эффективные в единоборстве методы, которые изучал до войны.
Впоследствии школа Ёсинкан всегда отличалась выносливостью и хорошей
подготовкой своих представителей и эффективностью их техники. В результате она
и по сей день остается предпочитаемой школой подготовки армии и полиции.
В июле 1954 года на Всеяпонском
фестивале боевых искусств Годзо Сиода получил высшую награду среди сотни
участвовавших групп, что сильно повысило репутацию школы Ёсинкан и помогло
сформировать ее крепкую основу. Это было поворотным моментом для школы Ёсинкан,
и нужно было показать, собирается ли Годзо Сиода далее следовать старому пути
традиций Дайто-рю, не отклоняясь от них, или же поёдет на какие-то компромиссы
на пути, которому он следует и учит. Группу Морихэи Уэсиба на этом фестивале
представлял Койти Тохэй.
Годзо Сиода мог бы многое
рассказать о тех временах, когда он был учеником Морихэи Уэсиба. Здесь не
хватит места даже для небольшой части этого, поэтому мы выбрали только одну
историю, дающую представление о характере Морихэи Уэсиба, а также четко
показывающую разницу между спортом и боевым искусством. Время и место
спортивных соревнований определено заранее, поэтому участники в нужное время
подойти к пику физической формы и духовных возможностей. Опыт боевых искусств,
однако, требует быть готовым 24 часа в сутки, независимо от физического и
духовного состояния занимающегося - и в том месте, где это будет необходимо для
него или кого-то еще.
По просьбе адмирала Исаму
Такэсита Морихэй Уэсиба согласился провести показательные выступления по айкидо
перед императорской семьей. Перед выступлением Уэсиба очень тяжело болел
желтухой и едва мог есть и пить, а передвигался только с посторонней помощью. В
день выступления он даже не мог одеться сам и выглядел так плохо, что два
ученика, которых он выбрал себе в помощники - Сиода и Юкава - были уверены, что
он не сможет провести выступление.
Однако после вступительного
слова, когда зрители начали аплодировать, учитель Уэсиба изменился. Его глаза
заблестели и осанка совершенно изменилась. Как вспоминает Годзо Сиода,
созадлось впечатление, что он в считанные секунды вылечился от желтухи. Когда
началось выступление, Юкава старался двигаться медленно, чтобы скомпенсировать
слабость учителя, и в результате получил травму. Когда после очередного мощного
броска он не смог встать, оказалось, что он сломал руку и не может продолжать
работать. Из-за этого Сиода был вынужден работать единственным ассистентом
учителя Уэсиба в течение всей непрерывной 40-минутной демонстрации бросков,
замков и удержаний. В результате этой работы он целую неделю после выступления
пролежал с очень высокой температурой. Урок ясен: мастерство в боевых
искусствах открывает ворота для мастерского владения как телом, так и духом.
Годзо Сиода часто выбирали для
показательных выступлений перед лицами международного значения - такими как
японская императорская семья, принцесса Александра из Великобритании и Роберт
Кеннеди из США. Кеннеди был представлен Годзо Сиода Ясухиро Накасонэ, который
затем стал премьер-министром Японии. Во время своего визита в Ёсинкан Кеннеди
объяснял Сиоде, насколько сильны, выносливы и хорошо подготовлены его
телохранители. Он гордо утверждал, что они ничему не удивляются и ничего не
боятся, и предложил Сиоде испытать их. Один из крепко сложенных телохранителей
неожиданно схватил Сиода, в котором всего 150см роста и около 55кг веса, и
толкнул его. Без колебаний и размышлений Сиода применил технику Ёнкадзё, легко
уложив крупного охранника на пол лицом вниз.
Кеннеди это очень позабавило, и
он в шутку предложил разогнать своих телохранителей и набрать себе охрану из
школы Ёсинкан. В написанной позже книге Кеннеди, описывая этот инцидент,
упоминает, что его телохранитель в то утро не позавтракал. Мы никогда не
узнаем, в какой степени это было причиной того, что он не смог победить
человека вдвое меньшего веса. Это забавное происшествие ясно показывает, что
даже против хорошо тренированных и физически превосходящих противников
правильно выполненная техника будет иметь желаемый эффект.
Годзо Сиода по праву считается
одним из выдающихся мастеров айкидо современности и одним из немногих, кто
может проводить обучение древним и эффективным в единоборстве методам
Айки-дзюдзюцу. Интересно отметить, как повторяется история в процессе развития
древнего Айки-дзюцу в XX веке.
И Сокаку Такэда, и Сиро Сайго были ростом около 150см и весили примерно по
50кг, как и Годзо Сиода. Морихэй Уэсиба был немного выше, но примерно на 20кг
тяжелее.
Кроме того, каждый из них учился,
когда его учитель был на вершине своих возможностей. Так, Морихэй Уэсиба
занимался у Сокаку Такэда, когда его учителю было от 55 до 62 лет. Годзо Сиода
учился у Морихэи Уэсиба с 1932 года, когда тому было 49 лет, и до того времени,
когда занятия были прерваны войной девять лет спустя. Повторяющаяся передача техники
избранным ученикам в определенный период жизни учителя должна считаться
закономерной уже потому, что фактически все величайшие учителя, поколение за
поколением, передавали свою технику таким путем.
Годзо Сиода и школа Ёсинкан
занимают видное место среди японских боевых искусств, но не так хорошо известны
в остальном мире. Автор, который действительно долгое время был ближайшим
учеником (ути-дэси) Годзо Сиода, продолжает передавать знания, полученные им в
составе элитной профессиональной инструкторской группы школы Ёсинкан.
В качестве примера движений Айки-дзюцу я выбрал Сихо-нагэ, поскольку эта техника произошла непосредственно от "Ёрои Кактю Кумиути" - техники захватов для воина в доспехах. Мне кажется, в таком аспекте описание более понятно. Например, самурай, потерявший меч в бою, не будет пытаться атаковать своего вооруженного противника, нанося удары по его доспехам (что очевидно), и не будет бросаться ему под ноги, подставляя шею под удар. Скорее, он захватит руки противника, не давая ему применить оружие, и, контролируя его запястье, попробует бросить его на землю с помощью Сихо-нагэ (буквально - броска на четыре стороны).
Движения в этой технике одни и те
же как для невооруженного, так и для вооруженного ножом или мечом противника.
Надо уклониться от атаки, выбрав правильное время реагирования, а затем,
используя силу противника и добавив к ней собственную силу, использовать
результирующую энергию чтобы победить его. Конечно, это теоретическая
концепция. Фактически же правильный бросок складывается из точной реакции,
правильного перемещения и эффективного болевого замка запястья. Поскольку
правильно выполненный замок дает очень сильные болевые ощущения, Сихо-нагэ
можно успешно использовать против более высокого, более тяжелого и/или более
сильного противника.
Сихо-нагэ можно использовать
против любого типа нападения. С помощью этой надежной и эффективной техники или
одного из ее вариантов (например, Сихо-нагэ Кусуси, когда противника бросают
вперед или вбок) можно защититься от ударов спереди или сбоку, захватов и
других атак в разных вариантах.
Однако необходимо предупреждение.
Поскольку в Сихо-нагэ вы бросаете партнера на спину, для всех, кроме наиболее
подготовленных, будет сложно правильно выполнить падение, поэтому при
несоблюдении мер предосторожности возможны травмы. Тренируйтесь, но принимайте
меры, чтобы тренироваться безопасно!
Хотя название этого приема
показывает возможность ее выполнения в любом из четырех разных направлений
("Си" по-японски - четыре, "Хо" - направление,
"Нагэ" - бросок), в действительности он может быть выполнен в любом
направлении и его возможности почти не ограничены. Это исключительно
эффективный бросок, в котором противника с силой кидают на пол спиной вниз.
Поэтому, чтобы избежать ненужных травм, при его отработке следует соблюдать
осторожность.
В варианте Сихо-нагэ Кудзуси
противника бросают вперед или в сторону с разворотом наружу или внутрь.
Сихо-нагэ - это эффективный
боевой прием, известный с древних времен. Он был разработан для вооруженных
самураев и предусматривал применение на поле боя, поэтому движения должны быть
сильными и не походить на балетные шаги. Для успешного выполнения этого приема
необходимы скорость, сила и точность.
Этот прием, название которого
буквально означает "горный вихрь", с развитием современного дзюдо
фактически перестал использоваться и был "утерян". Однако наши поиски
показали, что он должен был выполняться так, как описано в этом разделе. Славу
технике Яма-араси принем Миро Сайго, когда боролся за репутацию школы Кодокан
Дзюдо против других школ Дзю-дзюцу. После него ни один дзюдока не мог выполнить
этот бросок, и похоже что он никогда не включался в учебные программы школы
Кодокан.
Для выполнения Яма-араси, когда
вас захватит противник, сбейте блоком или сдвиньте внутрь его руку, наклоните и
бросьте его одним быстрым движением. В качестве варианта при исполнении этого
приема можно использовать ногу для облегчения броска, бросать противника на
голову, а не от себя, и обращать большее внимание на захват кисти.
Этот прием, разработанный на
основе техники работы коротким мечом, особенно эффективно может использоваться
малорослым человеком против крупного противника. Он четко показывает
эффективность Айки-дзюцу.
Какой бы атаке спереди или сзади
вы не подверглись, захватите руку противника и, сконцентрировав на ней свою
силу, бросьте его или примените замок, пройдя под его рукой. Этот прием очень
эффективен как метод задержания без травмирования подозреваемого.
ПРИМЕЧАНИЕ: пять первых движений
Санкадзё могут быть завершены двумя разными способами - броском (6), или
альтернативным приемом удержания (7-10). Иными словами, тот, кто выполняет
прием, дойдя до пятого движения, может как бросить, так и удержать противника.
Как показывает само название,
Коси-нагэ - это прием, в котором вы бросаете противника через бедро. Точнее, вы
используете силу противника чтобы вывести его из равновесия, затем, поставив
свою ногу между его ног, поднимаете его на бедра и бросаете вниз. Важно все
время крепко держать противника, не допуская ослабления замка его плеча или
локтя.
Ключ к успешному применению
Коси-нагэ - это устойчивость и равновесие ваших голеней, коленей, бедер и
верхней части корпуса. Варианты, облегчающие и усиливающие прием, включают
раскачивание и цепляющие движения ногами.
Это сложный, но очень эффективный
прием, овладение которым требует многолетней тренировки. Он основан на
принципе, предусматривающем при встрече атаки противника шаг по диагонали для
выведения его из равновесия. Если этот шаг делается перед противником, то
движение называется "дзюцу" - "вход", если за спину противника,
то "кё" - "уход". Существует много вариантов базовых
движений.
Ирими-нагэ - это очень важный
прием, успех применения которого зависит от понимания намерений противника и
времени реакции. Именно поэтому нужно так много времени, чтобы довести исполнение
до такого уровня, когда возможно применение для защиты в реальной ситуации.
Когда противник проводит атаку,
войдите в его "слепое пятно" движением входа Ирими. Потом, держа его,
ведите его меч и с ним все его тело к своему центру тяжести (в этот момент он
теряет равновесие) и, как можно сильнее выкручивая его запястье. бросьте его
вниз. Этот прием может использоваться и для удержания противника после броска и
дает возможность спокойно отобрать у него оружие.
Этот прием эффективен против
превосходящего вас физически или вооруженного противника, поскольку позволяет
сохранять дистанцию, не жертвуя эффективностью. При его выполнении захваченная
кисть противника сильно выкручивается наружу, что позволяет бросить его на землю.
Пальцы (юби) - одна из наиболее
слабых частей человека, и поэтому они очень удобны для применения сильных
болевых приемов с целью подавления и/или контроля сильного и агрессивного
противника. Три рассматриваемых ниже приема идеальны как для самозащиты
лояльного гражданина в острой ситуации, так и для практики представителей
закона, которым необходимы приемы, дающие максимальный эффект при минимальном
риске серьезной травмы.
Независимо о того, применяется ли
замок внутрь снаружи или наружу снизу, наиболее эффективный контроль обычно
дает захват двух пальцев противника. Один палец легко ломается, три дают
меньшую степень контроля, особенно если ваш противник имеет опыт в области
боевых искусств, а если вы захватите четыре пальца, то сильный противник вполне
способен оказать серьезное сопротивление.
Этот прием эффективен при таких атаках, когда вас хватают за рукав, плечо или грудь. Он включает замок запястья противника в форме буквы L, с последующим стягивающим движением вниз, которое вызывает боль, давая возможность контроля. Он может быть выполнен как за счет резкого опускания рук вниз, похожего на рубящее движение мечом, так и надавливанием на кисть схватившего вас противника с использованием плеча для увеличения силы воздействия и эффективности техники. Последний вариант очень эффективен, поскольку болевой эффект возрастает десятикратно.
Прием Санкадзё-дори выдержал
проверку временем. Основанный на Айки-дзюцу самураев, сейчас он перешел в
арсенал служителей закона многих стран, в том числе и Японии. Он прост как для
изучения, так и в применении, и дает возможность даже малорослому человеку
полностью контролировать более крупного противника, при этом приводя его в
нужное положение (чтобы надеть наручники), или безопасно удерживать в течении
времени, необходимого для прихода помощи.
Этот прием - один из наиболее
сложных для освоения. Он основан на силовом воздействии на слабую точку с
наружной или внутренней стороны запястья противника. Ошибка многих начинающих в
том, что они используют просто силу рук, не вкладывая в движение всей
концентрируемой в руках силы корпуса, и поэтому считают эффективное
использование этого приема очень сложным или вообще невозможным. Для опытного
исполнителя это очень полезный прием для использования в толпе и дающий очень
мощное воздействие на противника.
Именно это продемонстрировал
Сокаку Такэда, когда провел этот прием на руке несчастного мистера Пэрри,
попросившего высадить его из поезда, в котором они вместе ехали. Ее же
использовал и Годзо Сиода для своей убедительной победы над мощным
телохранителем из секретной службы Роберта Кеннеди.
Этот прием предусматривает
выведение противника из равновесия и перевод под контроль за счет выкручивания
кисти наружу. Однако против специалиста в области боевых искусств или физически
очень сильного человека его сложно эффективно использовать в базовой форме. В
этом случае, просунув свою руку под руку противника, можно получить
дополнительный рычаг, который сделает возможной победу даже над могучим
противником.
Когда противник пытается схватить
вас за руку, оттолкните его руку, а потом захватите и сильно закрутите ее. Для
успешного применения этого приема необходимы точное время реагирования и
правильное вращение корпуса, кроме того, нужно точно определить намерения
противника. Это в той или иной степени относится ко всем подобным приемам.
В большинстве приемов Айки-дзюцу
замки основаны на сгибании суставов в естественном направлении. Однако в
Хидзи-дори замок локтевого сустава, выполняемый с полной концентрацией силы,
основан на разгибании локтя изнутри или снаружи.
Следует сказать, что этот прием
очень эффективен, поскольку позволяет сломать локоть даже до броска противника,
и является фундаментальным способом борьбы с вооруженным противником. Для
успешного применения Хидзи-дори необходимы правильные движения корпуса и
техника входа Ирими, а также точное время реагирования.
Это вариант Хидзи-атэ, включающий
применение замка локтя в положении стоя с последующим броском противника назад
или укладыванием его лицом вниз и удержанием. Для броска замок выполняется
изнутри, а для удержания - снаружи. Этот популярный прием нашел свое применение
не только в Айки-дзюцу, но и в других боевых искусствах.
В феодальные времена для
положения сидя, особенно в присутствии старших, была принята форма Сэйдза. В
этой позе сидя носки ног скрещены под корпусом, спина выпрямлена, а таз
опирается на лодыжки. Будучи профессиональными бойцами, самураи быстро
разработали эффективные методы защиты из этого положения, дававшие возможность
остановить нападающего противника, не поднимаясь на ноги и, следовательно, не
навлекая на себя гнев своего Повелителя. Длинные мечи не разрешалось носитьв
помещениях, поэтому для нападения обычно использовали нож или короткий меч.
Технику Айки-дзюцу изучали только самураи высшего ранга, что давало им
преимущество над представителями более низких уровней, обычно бывшими у них в
подчинении. Наиболее опытные самураи могли победить вооруженного человека, не
травмируя его, и столь высокая степень технического совершенства вызывала
восхищение окружающих.
Два самурая сидят лицом к своему
Повелителю, когда начинается ссора и один из них хватается за свой короткий
меч. В момент его атаки потенциальная жертва блокирует руку с мечом и за счет
давления на локоть укладывает задиру и заставляет сдаться. Важно подойти близко
к нападающему с наружной стороны его руки, тогда вы сможете контролировать его,
даже если он будет толкать вас вперед или тянуть назад.
Этот прием очень эффективен для
защиты в положении сидя, поскольку вас скорее всего будут атаковать прямым
ударом, а не круговым рубящим движением. В момент нападения корпус уводится с
линии, по которой движется нож, и захватывается запястье противника. Далее с
разворотом назад кисть нападающего с силой опускают вниз движением, похожим на
рубящее движение мечом, и переводят его на удержание.
В эпоху феодализма церемониальным
приветствием был поклон в положении сидя, при котором на колено ставили сначала
левую, а затем и правую ногу, после чего склоняли корпус вперед. На пол
опускали сначала левую руку - для того, чтобы максимально уменьшить время
удаления правой руки от оружия, которое носили за поясом. Вообще говоря, левая
рука должна была использоваться для блокирования атаки, в то время как правая
работала с коротким мечом или ножом. Однако в показанном здесь положении для
блока и захвата руки противника перед выполнением замка используется правая рука.
Ягю Мунэнори, наставник по
владению мечом второго и третьего сёгунов Токугава, разработал несколько
эффективных приемов "Муто-дори" - для невооруженного самурая,
столкнувшегося с вооруженным противником. Однако следует заметить, что
невооруженный боец в схватке находится в значительно менее выгодном положении,
и поэтому эти приемы эффективын только в случае, когда его опыт в области
боевых искусств намного выше, чем у вооруженного противника. В этом примере
Хидзи-атэ используется в соответствии с принципом "Муто-дори" для
победы над нападающим противником, вооруженным длинным мечом. Ясно, что
действие происходит на улице. так как внутри помещений разрешалось носить
только короткие мечи.
Этот прием был разработан для
ближнего боя между самураями в полном боевом облачении. Он основан на том, что
самураю в доспехах очень сложно встать после броска на спину. Этот прием обычно
применяется после удара в голову, он очень эффективен и обладает сильным
болевым действием.
Как я уже говорил в начале этой
книги, мы должны изучать старое, чтобы понять новое, и это в особенности
относится к Айкидо. Мы должны изучить методы Сокаку Такэда, понять как и зачем
они были изменены его учениками, особенно Морихэи Уэсиба, и какие последствия
имели эти изменения. Если мы не сделаем этого, а будем просто слепо идти туда,
куда нас ведут, то мы никогда не узнаем насколько эффективно то, чем мы
занимаемся. Айкидо очень сильно изменилось за прошедшие 80 лет, и мы должны
постараться не допустить его изменения до такой степени, когда оно станет
просто собственной тенью.
Техника Дайто-рю Айки-дзюдзюцу
была передана от Сокаку Такэда Морихэи Уэсиба, когда оба они были в идеальном
для этого возрасте. Сокаку Такэда был на вершине своих возможностей. Его ученик
был молод, силен и обладал огромной жаждой знаний. Значение этого трудно
переоценить - именно таким путем должна передаваться истинная техника любой
школы боевого искусства, чтобы сохраниться: от лучшего учителя на вершине его
жизни к самому сильному и способному молодому ученику.
Это можно представить себе так.
Камни в верхней части ручья крепки и неотшлифованы, подобно характеру и технике
молодого учителя. В месте же падения ручья в океан даже самые крупные и крепкие
камни становятся мелкой галькой. В середине же пути от истока до йстья ручья
камни крупные, но отшлифованные, подобно мастерству Учителя боевых искусств в
расцвете сил. В жизни это так же верно, как в Айкидо, и я советую вам искать
лучшего Учителя с тем, чтобы учиться у него в тот период, когда он находится на
вершине своих возможностей - когда сильная и эффективная техника регулируется
устойчивым характером, анализом и опытом.
Еще один момент, который я хотел
бы отметить - это характерная для всех нас склонность к эгоцентризму и узости
мышления. Многие современные боевые искусства легко превзойти, поскольку они
изучаются в изоляции, и в результате становятся слабыми и неэфффективными. Рю
самураев было сложным искусством, расвивавшим бойца в различных направлениях.
Знание самого разного оружия давало уверенность в том, что техника останется
эффективной в поединке. Современный энтузиаст, однако, в основном стремится
заниматься лишь одним боевым искусством, и в результате не может понять ни
того, с чем он может столкнуться в реальной схватке, ни того, как этому
противостоять. Применение Айкидо против Айкидо порождает слабость и
самодеградацию.
Как работающий с мечом профессионал,
я могу заверить вас, что современное Айкидо не способно потивостоять повторным
атакам опытного мастера работы с мечом. Но Айки-дзюцу, или, точнее,
Айки-будзюцу, могло и делало это, поскольку глубокое понимание техники работы с
мечом давало возможность самураю эффективно защищаться и без оружия. Каждому,
кто хочет серьезно заниматься Айкидо, я усиленно рекомендую изучать технику
работы с мечом, работу с ножом (Танто-дзюцу) и другими видами оружия. Знание
этого не только значительно улучшит вашу технику и повысит ее эффективность, но
и позволит выйти на новый, значительно боле высокий уровень мастерства.
Иногда я посещаю показательные
выступления по Айкидо, и мне становится стыдно за некоторых инструкторов.
Неужели они действительно ждут, что люди поверят в возможность победы над тремя
крепкими вооруженными мечами противниками за счет энергии Ки, или в то, что
едва владея основной техникой, можно отбросить противника на шесть метров?
Неужели они сами в это верят? Эта профанация меня крайне раздражает, поскольку
наносит ущерб памяти Сокаку Такэда и Морихэи Уэсиба. Конечно, Ки - это важно,
но столь же важны время реакции, сила и технические навыки. В систему Айкидо
входят многие компоненты, и Ки - не самый важный из них.
Мы должны вернуться назад к
периоду перед последней войной, когда активно работали Сокаку Такэда и Морихэй
Уэсиба, и изучать ту технику, которой учили они оба. Уэсиба до того, как
состарился, был известен как очень жестокий учитель, и серьезные травмы были
нередки в его "дзигоку" ("дьявольском") додзё. И мы должны
всеми силами противостоять вполне понятному желанию копировать ту технику,
которую учитель практиковал на склоне лет, теряя свою силу - независимо от
того, насколько он был любим и уважаем. Тупо копируя технику своего старого
учителя, вы не проявляете уважения, а вредите ему. Если же вы хотите
увековечить его память, изучайте технику, которой он владел будучи в расцвете
сил.
Мы утратили корни тех искусств,
которые изучаем. У самураев существовали большие (Дай-но-Будо) и малые (Сё-но-Будо)
боевые искусства. Большие искусства предназначались для применения на поле боя,
и включали работу с мечом, копьем и другими видами оружия, стратегию и т.д., а
дополняющие их малые искусства, например Дзю-дзюцу, использовались в случаях,
когда воин оказывался безоружным. Они успешно сосуществовали и преподавались
как единая система. После разделения и те, и другие в значительной степени
утратили свой потенциал, хотя большие искусства - работа с оружием -
по-прежнему преобладали над малыми - работой без оружия.
Сильное Айкидо не может
существовать в изоляции. В качестве малого искусства оно должно быть дополнено
большим искусством, таким, как, например, работа с мечом. Это даст возможность
ученику, получившему комплексные знания, противостоять вооруженному противнику
и победить его. У всех боевых искусств есть свои сильные и слабые стороны. Мы
должны честно принимать и учитывать это. Невежество - самая большая слабость
человека.
Я также решительно против точки
зрения многих инструкторов, утверждающих, что сила не должна использоваться в
Айкидо - якобы в соответствии с установкой Морихэи Уэсиба. Когда Уэсиба был в
расцвете сил, люди боялись его жесткой техники Дайто-рю. Его учитель - Сокаку
Такэда - двадцать лет путешествовал по Японии, бросая вызов величайшим мастерам
боевых искусств и побеждая их. Тот, кто исбегает жесткой и сильной техники,
никогда не достигнет вершин знания Айки, навсегда оставшись в сетях
самоудовлетворенного невежества, столь характерного сейчас для изучающих
Айкидо.
Если два противника одинакого
подготовлены, победит тот, кто сильнее. Если у сильного человека слабая
техническая подготовка, то тот, кто слабее, но технически выше, может победить
его. Это факты, а не теория. Но когда вам говорят, что Ки выше и силы, и
техники - не верьте, это обман. Я хочу, чтобы все поняли истинное Айкидо, я не
критик, но тот, кто хотел бы способствовать наилучшему пути развития Искусства.
Некоторые из тех, кто не хочет
сталкиваться лицом к лицу с правдой, могут оспорить мое право высказывать свое мнение
по этому вопросу в надежде, что на мои замечания можно будет не обращать
внимания, и все останется как есть. Я с удовольствием поделюсь своим опытом в
области боевых искусств. Я начал заниматься в 18 лет, и в течение 6 лет был
Ути-Дэси у Годзо Сиода. Я продолжал изучать искусстов владения мечом под
руководством Тайдзабуро Накамура, Нобухару Ягю и Тессинсаи Утида, а также
работу с другими видами оружия под руководством Мотокацу Иноуе. В качестве
иллюстрации практических возможностей своей техники я приведу два примера - не
с целью похвастаться своими возможностями, но просто чтобы показать
эффективность техники, которой меня учили.
Живя в Токио, я предотвратил
убийство соседа, к которому забрался грабитель, за что получил благодарность
шефа городской полиции. Не так давно в центре Лос-Анджелеса на меня напал
вооруженный ножом бандит. Я отобрал у него нож и удерживал его в течении часа
до прибытия полиции. Я хотел бы, чтобы занимались именно таким Айкидо, а не
таким, в эффективности которого сомневаются даже те, кто почти или совсем
ничего не понимает в боевых искусствах.
Около 1580 года Ямамото Кансукэ
написал книгу "Хэйхо Окуги Сё" ("Внутренние секреты военной
стратегии"). В то время Ямамото Кансукэ был ведущим военным стратегом
клана Такэда. Он помог разработать стратегию, настолько сильно поразившую
Токугава Иэясу (оказавшегося одной из ее жертв), что, став сёгуном, он
официально признал эту систему военной системой правительства Токугава.
Руководство, в котором рассматривались как общие вопросы стратегии, так и
практические методы ведения боевых действий, использовались самураями клана
Такэда, от которых и дошла до нас современная техника Айкидо.
Четыре века назад было написано
следующее:
"Самураев-учителей
стратегии (Хэйхо) можно разделить на три отдельные группы.
Хэйхо-ся - это самурай, который долго учился у
многих мастеров, а затем добавил результаты собственного анализа, сформировав
собственную боевую систему. Это дает возможность быть непобедимым - виртуозом в
искусстве войны.
Хэйхо-дзин - это человек, изучавший боевые искусства
не столь глубоко, но уловивший ряд важных моментов и отработавший определенную
технику, которую может в необходимый момент применять для победы (он чувствует
необходимое время действия). Он будет побеждать в отдельных случаях, но не
всегда.
Хэйхо-цукаи просто копирует своего учителя, передавая
технику дальше без изменений. В результате техника со временем
деградирует".
Я надеюсь, что у вас хватит
желания и сил, чтобы стремиться к уровню Хэйхо-ся, чтобы летать с орлами, а не
пастись с овцами. Нельзя допускать, чтобы Айкидо утратило практичность и
эффективность. Боевое искусство должно развиваться и в мирное время, ибо давно
уже сказано:
Qui desiderat pacem, praeparet bellum
(Кто хочет мира - пусть готовится к войне)
Тосисиро Обата